ВОЗВРАЩАЯСЬ В УЛЬЯНОВСК

 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Два года назад в Ульяновске на Отчетно – выборной конференции ВПА МПА мы приняли Концепцию развития Организации до 2019 года. Был утвержден перечень программ (направлений) по ее реализации. Пройдено половину пути и уже имеется смысл оценивать промежуточные результаты. Вопросы на эту тему Ответственный секретарь нашего журнала Джемал Магалян задал Генеральному секретарю ВПА МПА Вячеславу Усу.

Д.M. В этом году МПА исполнилось 67 лет, нам 25. В национальных секциях IPA имеется много достижений и полезного опыта. Об этом немало публикаций. Но хотелось поговорить и о другом. Нас часто спрашивают: что стоит за столь внушительным фасадом IPA? Относимся ли мы к тем НКО, к деятельности которых имеются известные вопросы? Как мы сотрудничаем с Интерполом? И вообще, о каких важных проблемах IPA, на Ваш взгляд, нужно поговорить в юбилейный для нас год?

В.В. Давайте в начале о внешних проблемах, о фасаде IPA. Интерес к Ассоциации полицейских в мире и в нашей стране действительно большой, но не каждый знаком с ее деятельностью и уставными документами. Кстати, это относится и к Интерполу. Очень подробная информация на эту тему есть на наших сайтах в открытом доступе, поэтому только об особенностях правового статуса IPA в России, так как вопросы на эту тему задаются особенно часто. – В нашей стране Всероссийская полицейская ассоциация МПА лишь по международному протоколу входит в состав IPA как национальная секция. В России она фактически и юридически является самостоятельной общероссийской общественной организацией. Этот факт известен. Но для тех, кто не в курсе, добросовестно заблуждается или путает нас с известными НКО, даю справку: ни копейки из-за рубежа за 25 лет своего существования мы не получали, в том числе и грантов, в политике, деятельности профсоюзов и религиозных конфессий не участвуем. Ведем строго уставную деятельность. Поэтому никаких «известных вопросов», как Вы сказали, к нашей деятельности никогда не было и просто быть не может.

Д.М.: Тогда давайте вернемся к основной теме нашего разговора, - к тем решениям, которые мы приняли в Ульяновске.

В.В.: Что касается Концепции нашего развития, то она для нас – как дорожная карта с компасом на выбранной дороге. Идя по ней, мы часто остро спорим, как это было на нашей последней конференции, иногда спотыкаемся, заходим в тупики и делаем досадные ошибки. Но главное то, что мы растем и крепнем, преодолевая трудности и проблемы, ясно видим путеводную звезду и ориентиры, стараясь не сбиваться с однажды намеченного пути. В конце отчетного периода в 2019 году подведем итоги и посмотрим, что приобрели и потеряли, что нас порадовало или огорчило, чего достигли и на что натыкались. Промежуточно выбранный курс сверяем на Отчетных конференциях и заседаниях Центрального исполнительного комитета. Надо отметить, что в последнее время мы стали шире смотреть не только на свои внутренние проблемы, но и на те, что за окнами офиса. Ведь, наша деятельность часто довольно жестко зависит от многих внешних факторов и на российском уровне, и на мировом. Поэтому Концепцию развития нашей Организации мы стремимся состыковать с глобальными проблемами и задачами IPA в условиях нового миропорядка.

Д.М.: Прекрасно, давайте о внешних факторах и поговорим, так как по внутренним проблемам, официальная информация по итогам нашей последней Отчетной конференции опубликована.

В.В.: Здесь надо отметить, что делегатам и гостям конференции наш Президент Алексей Ганькин в своем докладе уже называл многие проблемы и перспективы их решения, но для широкого круга читателей нашего журнала, конечно-же, стоит еще раз подробней остановиться на некоторых из них, – главных. И так: мы по праву справедливо гордимся своей принадлежностью к самой большой в мире организации полицейских и гражданских служащих полиции в 67 странах, ее богатой историей. Особенно почетен статус в ООН, Совете Европы, ЮНЕСКО, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Организации американских государств и в других мировых системах. Но высокий статус надо регулярно подтверждать крупными международными инициативами, проектами и акциями. А это не всегда делалось в последние десятилетия. С 1950 года ситуация в мире существенно изменилась, а наш корабль все плывет и плывет на волнах прежних заслуг. Так и на мель можно сесть, … если вовремя не поймать в паруса свежий ветер перемен. Я имею в виду то, что по курсу корабля уже хорошо видна гигантская как айсберг проблема, которую уже и без бинокля можно разглядеть и увидеть, что международная ОБЩЕСТВЕННАЯ деятельность вообще, а в сфере безопасности особенно, требует концептуального переосмысления.

Этот глобальный вызов не только для нас. Давайте научимся его оценивать, понимать и адекватно реагировать. Необходимость разработки Концепции дальнейшего развития системы IPA назрела, ее статус и глобальное позиционирование нуждаются в перезагрузке. Но, как прежде, с помощью отдельных акций и заявок в международные программы, системные проблемы уже не решаются. Нужен нестандартный взгляд, новые инструменты и способы перестройки уходящих в историю правоотношений. Например, можно подумать о создании новой международной вертикально – интегрированной структуры на базе имеющегося сегодня института представительства IPA во всех указанных выше и других заинтересованных международных организациях и, в первую очередь, начиная с ООН. Его реформа, в том числе Совета безопасности, как известно, давно в тупике. Нужны неклассические альтернативные варианты реформирования его деятельности не только в пока традиционно стереотипно понимаемой сфере безопасности, где действуют уполномоченные на то спецслужбы и другие межгосударственные органы оперативно – розыскными методами. Неоценимую помощь им могут оказать и международные неправительственные, общественные организации правоохранительной направленности, нацеленные на профилактику, предупреждение преступлений и правонарушений. Пока же в этой сфере нет единого организационно – методического центра, который бы их объединял сверху донизу. В структурах ООН, например, таким центром мог бы стать вновь образованный Комитет (дело не в названии) или другое подразделение по организации участия таких неправительственных, общественных формирований в программах ООН, а также координации их деятельности во всех заинтересованных в этом структурах ООН и в других международных организациях. За прошедшие десятилетия в мире появилось немало и новых такого рода международных организаций, где наше присутствие также востребовано. Но для начала нам бы всем желательно иметь понимание того, в каких конкретных общественных формах и методах может и должно выражаться участие таких как наша организаций в профилактике той же транснациональной преступности, причем, обязательно в роли субъекта таких отношений со всеми вытекающими из такого статуса правами и обязанностями. IPA - Международная полицейская ассоциация, как самая разветвленная и большая в мире неправительственная общественная организация, могла бы разработать эти проблемы и представлять интересы такого рода организаций в системе ООН и не только в ней.

Д.М.: Прекрасные идеи, но давайте вернемся из грядущего будущего на нашу грешную землю, в Россию. Какую же роль в этих процессах можно отвести нашей, всероссийской Организации, насколько реально эти идеи воплотить в жизнь?

В.В.: Понимаю Ваши сомнения и здоровый скептицизм. Но идеи эти не такие уж и заоблачные, а поразмыслить на небесах даже полезно. Надо просто не задерживаться там. А сошедши, - засучив рукава копать, пахать и …сеять, можно посадить, например, аллею вечно зеленых деревьев. Однако, есть большой риск их гибели, или они могут вырасти корявыми. Я имею в виду следующее: нужны не только новые структуры. Для их жизнедеятельности необходима и специально установленная сфера правоотношений. Пока ее нет.

С чего начать? Наверно с того, чтобы в систему международных общественных отношений ввести в естественный оборот и ЗАКРЕПИТЬ В СОЗНАНИИ буквально каждого функционера по вертикали государственных органов такое всем известное в дипломатических кругах понятие, как международная НАРОДНАЯ дипломатия, и, что очень важно, - понимание ими острой необходимости того, насколько такая международная площадка сегодня жизненно важна для России в условиях известной блокады. Здесь можно принять и политическое решение с патриотической мотивацией. Агитацией и пропагандой сознание многих наших функционеров не прошибить, поэтому сейчас на такой площадке растет бурьян. Энтузиастов его полоть не видно. России народная дипломатия нужна не только в сфере международной безопасности и борьбы с преступностью. Понятно, что только узаконенная должным образом система международной НАРОДНОЙ дипломатии может вдохнуть жизнь в ту вертикально- интегрированную международную структуру, о которой уже шла речь. Иначе такое дерево засохнет на корню. Что же касается нас, то мы на площадке народной дипломатии работаем уже 25 лет. Уверен, что эти и другие наши предложения поддержат Министерство иностранных дел РФ, МВД России и Международная Организация уголовной полиции «Интерпол». Тем более, этому способствует возросший авторитет Всероссийской полицейской ассоциации в системе МПА и высокий вклад нашей страны в борьбу с международной преступностью. В результате этого впервые, как вы знаете, вице – президентом МОУП «Интерпол» был избран начальник НЦБ Интерпола МВД России Александр Прокопчук, а Президент нашей Организации Алексей Ганькин – Председателем комиссии по внешним связям Международного исполкома МПА. Так что, у нас есть кому инициировать и продвигать решение затронутых проблем.

Д.М.: Тогда давайте и перейдем к нашему взаимодействию с Интерполом, что здесь заслуживает внимания?

В.В.: Приятно отметить, что первые наше взаимодействием было оформлено Соглашением о сотрудничестве и обеспечивалось Планом совместных мероприятий ВПА МПА и НЦБ Интерпола МВД России по реализации проекта Международной организации уголовной полиции –Интерпола «Дадим преступности отпор» (Turn Back Crime). В основном он был нацелен на привлечение граждан и общественных организаций к профилактике преступности. Безусловно, это полезный опыт и стало очевидным, что такая работа должна проводится не только в ходе глобальных компаний. Здесь для нас обозначилась и такая важная проблема, как необходимость четко определить свое место и роль не только в таких вот важных международных проектах Интерпола, а и в тех программах, которые принимаются государством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по вопросам профилактики преступности. Пока же наше участие в них - просто самодеятельность. Здесь свое слово должен сказать законодатель. Такого рода отношения должны регулироваться специальным федеральным законом. Его нет. Поэтому у нас и нет должного права, установленных формы и степени участия в международной системе профилактики преступности, которая, кстати, тоже пока не создана. Но такой специальный закон в свою очередь, не может висеть в воздухе. Он должен опираться и развивать те положения, которые должны уже иметься в действующем законодательстве в этой сфере и регулировать участие общественных формирований, в том числе и неправительственных в профилактике преступности и правонарушений. Такого должного правового фундамента у нас тоже нет.

Д.М.: Но, ведь, у нас уже давно действует ФЗ «Об общественных объединениях», а совсем недавно принят и ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений Российской Федерации».

В.В.: Вы правы здесь только в том, что на первый взгляд само название этих законов многих просто гипнотизирует и вводит в заблуждение. Но давайте внимательно посмотрим на них через призму именно своих проблем и тех задач, которые могли бы и должны решать общественные объединения, в том числе и общественные советы при правоохранительных органах. Какая роль отведена этим общественным формированиям в ФЗ, прописаны ли для них направления и формы участия в решении опять - таки проблем международного характера, которые мы затронули? - Так, в статьях 1 и 4 последнего ФЗ в самом общем виде только декларируется, что закон регулирует такого рода отношения для общественных организаций. Но далее во всех его главах и статьях нет логического развития того что эта декларация вошла и системно закрепилась в различных нормах права. И даже если по тексту далее через запятую и появляются слова «общественность», «общественные объединения», то это для украшения текста. Эти включения не несут за собой никаких прав, обязанностей, ответственности и др. К сожалению, нет даже указания на то, что в будущем нужно соответственно дополнить и уточнить действующий ФЗ «Об общественных объединениях». Но зато неожиданно после такого провала, в ст. 6, где речь идет о принципах функционирования системы профилактики (куда общественность даже не вошла (!), не говоря уже о том, что она вошла бы в качестве субъекта), мы можем познакомиться с тем, что вся система и общественные формирования должны функционировать на принципах строгой ответственности, … какой? Из чего она вдруг появилась? Поэтому, пока у нас такие «права», - то такая и работа, и такая же «ответственность». Но справедливости надо сказать, что этот закон изначально и не был нацелен именно на общественные объединения и их участие в профилактике преступности и, тем более в международной правовой сфере. Четкие задачи в нем поставлены только госструктурам и заинтересованным ведомствам, остальное размыто. Но есть в нем просто блестящая новация. К примеру, - новая и очень четко прописанная по всем разделам и статьям система виктимологической профилактики, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств. Эта идея не нова для академических кругов и ученых, но она впервые сформулирована языком закона с постановкой конкретных системных задач, и впервые, насколько я знаю, только в нашей стране. Для нас это замечательная тема для проведения на базе этого опыта международной научно - практической конференции с нашими зарубежными коллегами. На эту тему готовятся и другие предложения в НЦБ Интерпола МВД России. Среди них, например, создание в интернете международного информационного портала, посетив который, любой житель планеты мог бы получить конкретные и важные для себя советы о том, как не стать жертвой преступления в той или иной стране с учетом ее особенностей, как не попасть в ловушку мошенников, которые специализируются по конкретным видам международных преступлений. Это могут быть не только официальные рекомендации и предупреждения. Печальным опытом и советами сможет поделиться любой желающий. В профилактических целях здесь можно оценивать невиновность или степень вины и ответственности и самой жертвы преступления за вольное или невольное провокационное поведение. Суды таких оценок не дают. На таком портале «в одном окне» также нужен прямой доступ к законодательству и трудам известных ученых, которых немало в разных странах. Пользуясь случаем, приглашаю читателей нашего журнала дать название будущему интернет-порталу и присоединиться к обсуждению этого проекта.

Д.М.: Мне приятно, что мы заканчиваем на оптимистической ноте, так меня не покидало впечатление, что мы пробираемся сквозь заросли проблем на большую дорогу - не «застрянем»?

В.В.: Что касается решения юридических проблем, то надо понимать, что это довольно длительный, но естественный нормотворческий процесс. В нашей Организации есть опытные юристы, которые имеют успешный опыт подготовки проектов законодательных инициатив. Что же касается организационных проблем, то уверяю Вас – не застрянем. У нашей Организации, как и у нашей страны – особая миссия в международной деятельности, и эта миссия просто обязана быть успешной.

Д.М.: Благодарю Вас за интервью и в дальнейшем надеюсь знакомить наших читателей не только с проблемами, но и с тем как они решаются.

Ленинградское РО ВПА МПА: Email: iparus-11region@mail.ru, сайт: www.rusipa47.ru, тел/факс: +7 812 571-86-04

vk rusipa47   facebook rusipa47  instagramm rusipa47  tweet rusipa47  rusipa47 skype

18581883

Российская Империя
(1858-1883 г.г.)

18831917

Российская Империя
(1883-1917 г.г.)

18831917

Республиканская Россия
(1917-1918 г.г.)

19181924

РСФСР
(1918-1924 г.г.)

19241991

СССР
(1924-1991 г.г.)

18831917

Российская Федерация
(с 1991 г.)