1Феномен транснациональной преступности является относительно молодым, так как он непосредственно связан с явлением глобализации. С  этим вызовом мировое сообщество столкнулось в ХХ веке.

     С правовой позиции транснациональная преступность – безусловно, негативное явление, так как она связана с налаживанием взаимодействия организованной преступности различных государств. Как следствие, происходит повсеместное распространение таких особо тяжких преступлений, как терроризм, наркотрафик, оборот оружия, торговля людьми, массовая незаконная миграция и так далее. Они влекут за собой негативные последствия для национальной и личной безопасности.

         Одновременно с этим появление и последующее укрепление транснациональной преступности повлекло за собой объединение правовых демократических государств во имя большей безопасности каждого из них, а следовательно – создания условий для формирования личной безопасности каждого гражданина. Дух и предназначение правового государства еще со времен создателей его классической концепции – французских и английских мыслителей Нового времени – создание общества, в котором на практике установлены права и свободы человека. Общества, предполагающего всемерное сотрудничество граждан и наций.

Сегодня очевидно, что права человека и гражданина никоим образом не могут быть гарантированы без сотрудничества правовых государств в правоохранительной сфере.

        Таким образом, мы наблюдаем противостояние двух тенденций. Негативная связана собственно с распространением преступности в масштабах всего мирового сообщества. Положительная тенденция связана с относительным единством мирового сообщества по вопросу борьбы с проявлениеми транснациональной преступности. Такое единство выразилось в создании нормативно-правовой базы и специальных механизмов противодействия транснациональной преступности. Своеобразную амбивалентность тенденций отражает девиз Международной организации уголовной полиции – Интерпола, который гласит: «Connectingpoliceforasaferworld»[1] («Единая полиция во имя более безопасного мира») [5].

         Обязанность правового государства, каким в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ [1] провозглашена Россия – противостоять угрозам транснациональной преступности.

      В ходе Двенадцатого конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Сальвадор, Бразилия, 12-19 апреля 2010 г., далее – Двенадцатый Конгресс) затрагивались важнейшие вопросы противодействия таким угрозам транснациональной преступности, как терроризм, киберпреступность, отмывание денег, наркотрафик и т.д. Россия была представлена на Двенадцатом конгрессе.

Первый заместитель министра юстиции Российской Федерации Александр Федоров

на Двенадцатом конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию

© Официальный сайт ООН http://www.un.org/en/conf/crimecongress2010/photos/19april-2lg.jpg.

Созданию проекта итогового документа Двенадцатого конгресса  предшествовал значительный объем работы – анализ материалов предшествовавших аналогичных одиннадцати конгрессов, проработка отдельных положений в рабочих группах и комиссиях. В итоге был принят документ под названием «Сальвадорская декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире» [6]. Сальвадорская декларация затронула и проблему наркомании.

         По данным ООН, более 110 миллионов человек в мире потребляют наркотические средства, по крайней мере, раз в месяц [6]. Для борьбы с этим проявлением транснациональной преступности в ООН создано несколько специальных органов различного статуса. Главным межправительственным органом, который реализует функцию выработки политики на международном уровне и осуществляет координацию деятельности международного сообщества, является Комиссия по наркотическим средствам (функциональная комиссия ЭКОСОС).

         Управление ООН по наркотикам и преступности реализует ряд программ по борьбе с наркотическими средствами. К таким программам относятся, например, Глобальная программа мониторинга незаконных культур, проведенная в Афганистане, Лаосе, Мьянме, Боливии, Колумбии и Перу; Глобальная программа оценки злоупотреблений наркотическими средствами; Программа юридической помощи. Эти международные механизмы позволяют выявить наиболее общие тенденции, которые в свою очередь задают направлении е для совместных скоординированных действий международного сообщества по борьбе с наркотрафиком как явлением транснациональной преступности [6].

2

Основные мировые потоки кокаина, 2008 г.

© Официальный сайт Управления ООН по наркотиками и преступности http://www.unodc.org/unodc/ru/drug-trafficking/index.html

         Для мониторинга исполнения государствами своих обязательств по контролю за оборотом наркотических средств создан Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН). МККН призван в масштабах ООН обеспечивать две важные функции – отслеживать достаточность наличия наркотических средств для легальных (медицинских) целей и одновременно пресекать их использование в преступных целях [6]. Обе эти функции имеют критическое значение для нормальной жизнедеятельности мирового сообщества. Первая призвана на практике обеспечить реализацию международно-правового принципа гуманизма, выражающегося: а) в обеспечении лиц надлежащей медицинской помощью и б) в пресечении физических страданий, обусловленных заболеванием (травмой), которые не могут быть прекращены иным образом. Таким образом, на практике реализуется гуманистический дух естественного права, свойственного правовой организации мирового сообщества. Вторая функция – собственно пресечение неправомерного использования наркотических средств – подтверждает наше убеждение, что утверждение о праве как всеобщем эквиваленте справедливости не обязательно является доктринальным и абстрактным. В данном случае право как всеобщий эквивалент справедливости заключается в следующем: а) пресечение незаконного оборота наркотических средств означает недопущение получения доходов преступным путем (т.е. за счет нарушения правовой справедливости) и б) недопущение вовлечения в преступную деятельность более широкого круга лиц.

         Среди руководящих международных договоров ООН по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств необходимо отметить следующие основные, содержание требование об ограничении оборота наркотических средств и психотропных веществ и докладе государством в органы Объединенных Наций о предпринятых усилиях и их результатах:

- Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 мая 1961 г.) [2]. Данная конвенция предполагает ограничение производства и использования наркотических средств исключительно научными или медицинскими целями. Впоследствии (Женева, 25 марта 1972 г.) был принят дополнительный Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, декларирующий необходимость комплексного лечения и последующей реабилитации потребителей наркотических средств [6];

- Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) [4]. Она предполагает формирование системы международно-правового контроля за оборотом психотропных веществ, в том числе введение дополнительных мер контроля в отношении отдельных синтетических препаратов [6];

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) [3]. Конвенция содержит перечень мер, направленных на сокращение или ликвидацию спроса на наркотические средства и психотропные вещества в государствах-участниках Конвенции. Особое внимание обращается на контрабанду наркотических средств и отмывание доходов, полученных от этой преступной деятельности [6]. 

Система противодействия транснациональной преступности, осуществляющей наркотрафик, не может рассматриваться только как система уполномоченных органов (подразделений), дополненная нормативно-правовой базой их взаимодействия. При такой трактовке корректнее говорить о механизме противодействия наркотрафику.

Международная система противодействию наркотрафику  предполагает наличие следующих основных компонентов.

1. На национальном уровне:

1.1) национальные органы (подразделения) по контролю за оборотом наркотических средств.

1.2) эффективная нормативно-правовая база их работы и оперативного взаимодействия с международными организациями для реализации поставленных перед ними задач.

1.3) наличие комплексной национальной стратегии борьбы с наркоманией. При этом такая стратегия в качестве приоритета должна иметь медицинское лечение и комплексную реабилитацию наркопотребителей.

1.4) формирование правосознания граждан, направленного на признание наркомании серьезной болезнью, требующей медицинского лечения, и неприятие явления незаконного оборота наркотиков. Для достижения этой цели следует активно использовать современные информационные технологии. К ним относится и социальная реклама в сети «Интернет» (что особенно актуально в силу значительного количества наркопотребителей молодого возраста). Содержание социальной рекламы должно подаваться с учетом психологических особенностей личности лиц молодого возраста. Также необходимо использовать достижения современной психологии в части воздействия на личность с целью формирования прочного убеждения о негативных свойствах наркотических средств или, по крайней мере, заинтересованности в дальнейшем изучить этот вопрос.

1.5) поддержка некоммерческих организаций, способствующих деятельности органов (подразделений) по контролю за оборотом наркотических средств.

1.6) национальные таможенные органы.

1.7) система оперативного взаимодействия и обмена информацией.

2. На международном уровне:

2.1) международные правительственные и неправительственные организации, имеющие полномочия по контролю за оборотом наркотических средств и (или) способствующие антинаркотической информационной политике (ранее были упомянуты, например, МККН, Управление ООН по наркотикам и преступности).

2.2) международные правительственные комитеты и комиссии adhoc, создаваемые, например, для целей подготовки важнейших программных документов, обобщения опыта и конкретному узкому вопросу и т.д.

2.3) международные программные договоры по вопросу борьбы с наркотрафиком. В качестве примера могут быть приведены ранее упомянутые Венские конвенции.

2.4) экспертные группы, формируемые из числа наиболее авторитетных специалистов национальных органов по контролю за оборотом наркотиков, а также врачей-наркологов и врачей-психиатров.

2.5) реализация принципа связанности программных документов с практической деятельностью уполномоченных органов (подразделений).

2.6) единый механизм имплементации норм международных договоров национальными правовыми системами.

Безусловно, многие из приведенных положений сегодня реализованы в той или иной форме на международном и национальном уровнях, полностью или частично. Тем не менее, особое внимание необходимо обратить на обеспечение имплементации норм международных договоров национальными правовыми системами.

Единая система противодействия наркотрафику должна иметь своей главной целью создание условий, при которых осуществление этого вида преступной деятельности будет невыгодно с экономической точки зрения. В условиях глобального сообщества 21 века, в котором огромную роль играет именно рыночная (экономическая) составляющая, такой «рычаг воздействия» на наркотрафик будет в достаточной мере эффективным.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 мая 1961 г.) // Бюллетень международных договоров РФ. – 2000. - № 8.

3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133.

4. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. - М., 1981. – С. 416.

5. Официальный сайт Международной организации уголовной полиции (Interpol) [Электронный ресурс]. URL: http://interpol.int/ (дата обращения 11.03.2013).

6. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/ (дата обращения 11.12.2013); http://www.un.org/ru/development/progareas/global/narcotics.shtml (дата обращения 11.12.2013).

7. Официальный сайт Управления ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. URL: http://www.unodc.org (дата обращения 12.12.2013).


[1]См.: Официальный сайт Международной организации уголовной полиции (Interpol) [Электронный ресурс]. URL: http://interpol.int/ (дата обращения 11.03.2013).

Владимир Дмитриев,

советник президента Ленинградского региона ВПА МПА,

член профессиональной комиссии ЛРО ВПА МПА

Для того чтобы лучше понять роль Интерпола в борьбе с преступностью, необходимо выяснить, каким преступлениям он противостоит. Прежде всего необходимо отграничить международные преступления от преступлений международного характера. В науке международного уголовного права принято относить к международным преступлениям «особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом»[1]. Преступления же международного характера можно определить как преступные деяния, предусмотренные международными соглашениями, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, посягающие на нормальные и стабильные межгосударственные отношения, наносящие ущерб различным общественным отношениям, организациям, гражданам и наказуемые, как правило, в соответствии с национальным законодательством, исходя из норм соответствующих соглашений. То есть подчеркивается конвенционность последних. Но очень трудно закрепить все виды преступлений в международных конвенциях. В них, как правило, регламентируются наиболее распространенные и опасные преступления, наносящие ущерб экономике государств, подрывающие устои общества и нарушающие основополагающие права и свободы человека.

Сотрудники Интерпола ведут борьбу с большинством преступлений, входящих как в первую (Интерпол плодотворно взаимодействует с Международными трибуналами по Руанде и по бывшей Югославии), так и во вторую группу преступлений. Но сфера их деятельности охватывает и некоторые другие виды преступлений. Поэтому, трактуя международные преступления, сотрудники Генерального секретариата Организации выделяют следующие их признаки:

  • опасность преступления более чем для одной страны;
  • природа совершенного преступления;
  • характеристика преступника (соучастника) как лица, проходящего по преступлениям, совершенным в более чем одной стране;
  • поведение преступника[2] (информации о самом преступнике придается первостепенное значение).

К таковым можно отнести и преступления, совершенные на территории нескольких стран, подготовленные к совершению на территории одной страны, а совершенные на территории другой. Скрываясь от правосудия, в настоящее время преступники без преград могут пересечь границу и скрыться в другой стране, а затем перевести свои незаконно нажитые денежные средства на счета в банки, находящиеся за границей. Исходя из вышесказанного, международным преступлением в настоящий момент может стать любое преступление, закрепленное в уголовных кодексах стран — участниц Интерпола. Дабы исключить подмену одного термина другим, вместо понятия «международное преступление» в данном контексте следует употреблять понятие «преступление с международным элементом». При этом в целях осуществления взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции под преступлением с международным элементом необходимо понимать виновное общественно опасное деяние, не связанное с деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера, уголовно наказуемое в большинстве стран мира, наносящее ущерб интересам или совершенное на территории нескольких стран либо, хотя и совершенное на территории одной страны, но субъект которого покинул территорию страны совершения.

Среди всей массы преступлений, бороться с которыми помогает Интерпол, можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ.

Эти преступления наиболее опасны, так как, во-первых, они наносит урон не только отдельным группам людей, но и экономике государств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контрабанда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологическое воздействие на оценку населением страны состояния внутренней безопасности и правопорядка.

Первоначально Интерпол не занимался деяниями, связанными с террористической деятельностью, так как эти преступления имеют политическую, религиозную или расовую окраску, а ст. 3 Устава Интерпола запрещает вмешиваться в такую деятельность. Но к середине 80-х гг. члены Организации пришли к выводу, что в основе своей терроризм является общеуголовным преступлением[3]. Было решено, что каждое государство само вправе решать, носит ли преступление политический характер, а также что необходимо учитывать причинную связь между целями преступников и потерпевшими. В 1984 г. сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола утвердила «Основные направления», позволяющие Организации действовать, если противоправные акты совершаются террористами за пределами их национальной территории. На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции, проходившей в Вашингтоне в 1985 г., была принята резолюция AGN/54/RES/1, которая призвала к созданию специализированной группы в составе Генерального секретариата для усиления взаимодействия и координации борьбы с международным терроризмом. Эта же резолюция поручила Генеральному секретарю разработать для Национальных центральных бюро Руководство по борьбе с международным терроризмом. Руководство было направлено в страны — члены Организации в марте 1987 г., а в январе 1987 г. была создана антитеррористическая группа. В настоящий момент в структуре Генерального секретариата функционирует отделение общественной безопасности и борьбы с терроризмом (PST), которое координирует сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, распространением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, оружием массового поражения, нападениями и захватами судов гражданской авиации, морским пиратством.

Действия, которые отвечают условиям ст. 3 Устава, включают нарушения, являющиеся политическими по своей природе, например участие в запрещенной организации, выражение запрещенных мнений, преступления против государства и его внутренней безопасности. В этом случае ни Генеральный Секретариат, ни Национальные центральные бюро не могут предпринимать действий по розыску подозреваемых или обвиняемых лиц[4]. Признается, что убийство руководителя государства в результате террористического акта является обычным общеуголовным преступлением. Следует иметь в виду, что ряд документов Организации предусматривает положение о недопустимости ограничения сотрудничества в рамках Интерпола по предупреждению актов терроризма. Не отрицается также возможность участия Интерпола в содействий выдаче лица, замешанного в террористических действиях.

В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г., в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует сообщать о преступлениях террористического характера, если:

  • цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
  • совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
  • материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
  • преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
  • жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
  • ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;
  • преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;
  • финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
  • постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
  • орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
  • одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.

Запросы, касающиеся международного терроризма, подразделяются на две группы.

1. Запросы, направленные на уголовное преследование террористов.

Они обрабатываются в строгом соответствии с правилами применения ст. 3 Устава Интерпола (лица, обвиняемые в совершении тяжких, насильственных террористических деяний: тяжкие преступления против жизни, захват заложников, похищение людей, уничтожение собственности в особо крупных размерах, незаконные действия против гражданской авиации могут быть объектами розыска с целью их выдачи).

2. Запросы, направленные на предупреждение террористической деятельности.

Для их обработки необходимы сведения об участии лиц в подготовке террористических деяний, а не просто их членство в каком-либо политическом движении.

В целях борьбы с терроризмом в рамках Интерпола ведется «обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей отношение Организации к этому явлению и пути его решения»[5]. Информация обо всех совершенных актах терроризма должна доводиться до Генерального секретариата. Его сотрудники, анализируя всю совокупность полученной информации, могут проявить инициативу в предупреждении таких актов в будущем (идентифицировать террористов, раскрыть их планы и т. д.).

В последние десятилетия стала угрожающе развиваться организованная преступность. Преступникам стала необходима координация усилий и «чистые» деньги, для чего нужно было «отмыть» преступные. Преступники стали проникать во все сферы жизнедеятельности общества. Легализация доходов, получаемых незаконным путем, является мощным экономическим фактором роста организованной преступной деятельности в ее наиболее опасных формах. К способам «отмывания» можно отнести вывоз капитала, приобретение иностранной валюты, скупку акций приватизируемых предприятий и государственных ценных бумаг, покупку недвижимости, использование зарубежных офшорных зон либо совместных предприятий, создание легальных предприятий[6]. В целях усовершенствования стратегии борьбы с указанными преступлениями Генеральная Ассамблея ООН 15 ноября 2000 г. одобрила резолюцию A/RES/55/25, в приложении к которой содержится Конвенция против транснациональной Организованной преступности. Данную Конвенцию подписали большинство участников (в том числе представители Российской Федерации) специальной конференции, которая проходила в декабре 2000 г. в городе Палермо. В ст. 18 Конвенции предусматривается возможность взаимодействия стран-участниц с использованием каналов Международной организации уголовной полиции в целях борьбы с Транснациональной организованной преступностью (в частности, с участием в организованных преступных группах, «отмыванием доходов от преступлений», коррупцией).

Для борьбы с этим видом преступной деятельности в Международной организации уголовной полиции в конце 80-х гг. была создана группа по борьбе с организованной преступностью. В помощь полиции разных стран Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с организованной преступностью. В Генеральный секретариат Интерпола стекается информациям лицах, имеющих отношение к преступным сообществам.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Во второй половине XX в. наблюдается непрерывный рост числа людей, потребляющих наркотические вещества не в медицинских целях. Кроме того, что такое потребление убивает многих людей (как правило, молодых), оно ведет также к росту числа заболеваний СПИДом, наркозависящих людей и преступных деяний. Уменьшается средний возраст наркоманов, что заставляет задуматься о будущем поколении. И поэтому все здравомыслящие люди Земли понимают, что необходима координация усилий в борьбе против потребления и оборота наркотических средств, а также людей, «делающих деньги» на страданиях других.

Современные наркоторговцы свободно перемещаются между странами, незаконно пересекая государственные границы, тесно сотрудничают с международными террористами и иными преступниками. Получая огромные денежные средства от незаконного оборота наркотических средств, они во многих странах подкупают государственных чиновников, которые закрывают глаза на их деятельность либо участвуют в, ней. В связи с этим необходимо именно международное сотрудничество правоохранительных органов по этому вопросу.

В Международной организации уголовной полиции создано и действует отделение по вопросам наркотических средств, которое помогает соответствующим национальным органам в их противостоянии международной наркоторговле путем предупреждения и пресечения деятельности торговцев наркотиками; тщательного анализа информации, поступающей из различных стран, о случаях задержания наркоторговцев и курьеров; конфискации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; выявления новых маршрутов и приспособлений для их транспортировки; обучения специалистов различных стран, работающих в специальных службах по борьбе с международной наркоторговлей; сотрудничества с иными международными и локальными организациями. Все сведения периодически публикуются Генеральным секретариатом с пометкой «Для служебного пользования только служащим полиции». Полученный аудиовизуальный материал используется в качестве наглядных пособий при обучении специалистов. Основными функциями отделения по вопросам наркотических средств являются:

  • сбор информации;
  • реагирование на международные запросы, связанные с расследованием дел, имеющих отношение к распространению наркотических средств;
  • анализ информации, направленной странами — членами Организации;
  • идентификация международных преступных организаций, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ;
  • координация действий нескольких стран — членов Организации при совместном расследовании уголовных дел, связанных с наркотическими средствами;
  • проведение рабочих встреч для обмена информацией и выработки общей стратегии борьбы.

Следует также учитывать, что принятая в 1988 г. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предусматривает, что препровождение просьб об оказании правовой помощи и иных сообщений осуществляется в случае чрезвычайных обстоятельств по каналам Интерпола.

ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО.

Данный вид преступлений более всего подрывает экономику любой страны. Преимущественной подделке во всем мире подвергаются доллары США, так как они имеют хождение почти во всех странах и являются одной из наиболее устойчивых к финансовым катаклизмам валютой, хотя в последнее время появились и поддельные банкноты денежной единицы единой Европы — евро. В России кроме национальной валюты подделывают и иностранную. Выпуская в оборот поддельные доллары, преступники наносят ущерб экономике не только США, но и государств, в которых они распространяются. Таким образом, существует насущная потребность в международном взаимодействии и по этому вопросу.

Именно из-за массовости подделок банкнот, появившихся сразу после Первой мировой войны в Европе, еще в 1923 г. при Международной комиссии уголовной полиции был организован Международный центр борьбы с фальшивомонетничеством. В работе Интерпола по борьбе с фальшивомонетничеством можно выделить ряд направлений:

  • учет случаев фальшивомонетничества, изготовителей и сбытчиков, а также числа изъятых денежных знаков;
  • сбор сведений о происходящих реформах в сфере денежного обращения и об изменении денежных систем стран мира;
  • изучение способов подделки денежных знаков, применяемых преступниками;
  • подготовка рекомендаций о защите банкнот и монет от подделки;
  • выработка рекомендаций по правовому регулированию борьбы с фальшивомонетничеством, которые содержат предложения об унификации национального законодательства;
  • повышение профессионального уровня полицейских, занятых в сфере борьбы с фальшивомонетничеством.

Одна из основных задач Национальных центральных бюро в разрешении этой проблемы — информирование Генерального секретариата о фактах подделки. В этом случае к описанию факта прилагаются несколько фальшивых банкнот. Такие экземпляры тщательно анализируются и хранятся в архиве Организации.

В последнее время приобретает широкий размах подделка не только денежных знаков, но и ценных бумаг, различного рода документов, пластиковых карточек. Необходимо отметить, что на данный момент Интерпол располагает наиболее современной аппаратурой для распознавания поддельных банкнот, ценных бумаг и других документов.

ХИЩЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.

Постепенно произведения искусства из предмета эстетического наслаждения превращаются в средство помещения капитала, что ведет к росту цен на данном рынке. Рост же цен ведет к увеличению числа преступных посягательств на культурные ценности, их незаконной продаже и перепродаже. Хищение национальных достижений культуры, как и иных культурных ценностей, причиняет ущерб не только имущественным интересам собственников, но и культурному наследию многих стран, такое хищение наносит удар по национальному достоянию, которое принадлежит потомкам. Совершение организованными группами преступлений может происходить с использованием дипломатической почты, тайников или путем вывоза за рубеж выставки и продажи там экспонатов.

Выработку мер по предупреждению хищений произведений искусства и вывоза их из страны, где они были «прописаны», приняла на себя ЮНЕСКО. Списки разыскиваемых произведений искусства, похищенных из музеев мира, составляются и Международным Советом музеев. Контакты же полиции разных стран по розыску украденных и вывезенных ценностей возглавляет Интерпол. В Интерполе имеется специальная база, в которой собирается информация обо всех похищенных произведениях культуры и антиквариата. Такая информация с 1947 г. рассылается Национальным центральным бюро Интерпола (копии направляются в ЮНЕСКО и Международный Совет музеев), Некоторая ее часть доступна жителям планеты на компакт-дисках и на официальном сайте Организации в Интернете.

Интерпол объявляет в международный розыск и похитителей (на арест которых имеется ордер), и сами произведения искусства. Сотрудники Генерального секретариата Организации тщательно изучают modus operandi (способ действия) преступников, составляя их картотеку, для того чтобы потом можно было легко раскрыть преступления, совершенные одним и тем же лицом. При наличии достаточных оснований предполагать факт незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж на каждый предмет необходимо заполнить специальный формуляр и направить его в Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 221 от 28 февраля 2000 г. «Об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» информация о похищенных культурных ценностях должна в обязательном порядке направляться в Интерпол (либо по форме, утвержденной Генеральным секретариатом, либо в свободной форме) через Национальное центральное бюро Интерпола.

По каналам Интерпола российские правоохранительные органы могут получить информацию о культурных ценностях, находящихся в международном розыске, о наличии и юридическом адресе юридических лиц, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных странах, о выставлении конкретных произведений искусства на аукционах.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, БОРЬБЕ С КОТОРЫМИ СОДЕЙСТВУЕТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Международная организация уголовной полиции помогает странам скоординировать усилия в борьбе и со многими другими общеуголовными преступлениями. Для каждой страны характерна своя определенная группа преступлений, которые проходят через Национальное центральное бюро Интерпола. Такие группы преступлений зависят, прежде всего, от социально-экономического развития страны, ее географического положения и «преступных традиций». При этом следует признать первенствующей причиной разнообразия преступлений социально-экономический фактор. Так, если сравнить основные преступления, с которыми работает Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации и Национальное центральное бюро Интерпола в Исландии, то можно увидеть, что для Исландии характерна борьба с наркоторговлей, «отмыванием» денег и нелегальной иммиграцией. Область же повышенного внимания и особого напряжения в работе сотрудников российского бюро составляют автотранспортные преступления и преступления в сфере экономики.

В последнее десятилетие с особой остротой встала проблема краж и незаконного оборота транспортных средств. Автотранспортные преступления, с которыми работает Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации, связаны, прежде всего, с обнаружением в нашей стране автотранспортных средств, похищенных за рубежом, преимущественно на территории таких государств, как Германия, Польша и Литва. Национальное центральное бюро Интерпола в России имеет доступ к базе данных Генерального секретариата Интерпола, которая содержит сведения о разыскиваемом автотранспорте. База была создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола, принятой в 1994 г. Формирование базы начато в 1997 г.

В Российской Федерации автомашины угоняют в основном для продажи в других субъектах Федерации или в странах СНГ, однако имеют место факты, когда похищенная в России автомашина переправлялась в страны дальнего зарубежья. В целях борьбы с подобными преступлениями российские правоохранительные органы наряду с использованием базы данных разыскиваемого автотранспорта стран Содружества имеют также возможность объявить похищенную автомашину в международный розыск, поставив ее через Национальное центральное бюро Интерпола на розыскной учет в базу данных Генерального секретариата Интерпола.

Хотя главной целью Интерпола является обнаружение похищенной машины, немаловажной представляется и дальнейшая судьба транспортного средства. В первую очередь уведомляется страна — инициатор розыска автотранспортного средства. Одновременно ее просят в течение двух месяцев подтвердить розыск и направить данные законного владельца Добросовестному владельцу автотранспортного средства на территории России выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с пометкой «Розыск Интерпола без права отчуждения» (он не может выехать на данном транспортном средстве за границу или реализовать его).

Национальное центральное бюро Интерпола не занимается вопросами непосредственного возврата похищенного автотранспортного средства законному владельцу (это входит в компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

В России специальное законодательство в сфере возврата похищенного имущества (в том числе и автомобилей) почти отсутствует. Действуют нормы Гражданского кодекса (который выделяет такую категорию, как «добросовестность владения»), как правило, препятствующие возврату за рубеж автомашины, зарегистрированной в России, владелец которой признан добросовестным приобретателем, то есть купивший похищенную за рубежом автомашину, не зная о том, что она объявлена в розыск. Если в течение 6 месяцев компетентными органами страны — инициатора розыска или законным владельцем автотранспортного средства не предприняты никакие меры по его возврату, то Национальное центральное бюро Интерпола снимает его с учета, а добросовестному владельцу в России (по его просьбе) выдается новое свидетельство о регистрации транспортного средства с пометкой «Розыск Интерпола. Ограничения сняты». При этом новый владелец в России такой машиной может владеть, пользоваться и распоряжаться только в пределах Российской Федерации.

Как уже отмечалось, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации имеет выход к базе данных похищенных автомобилей Генерального секретариата Интерпола. Правоохранительные органы страны имеют возможность направлять в бюро запросы с целью проверки автомашин на предмет их объявления в розыск за рубежом, однако длительность этой процедуры не позволяет оперативно проводить такие проверки. Целесообразным видится также оперативное использование возможностей Национального центрального бюро Интерпола по проверке автотранспорта пограничными и таможенными службами, что практикуется, например, в Республике Польша. Это могло бы стать превентивной мерой и ограничило бы ввоз на территорию страны похищенных автотранспортных средств из Западной Европы и стран Прибалтики.

Преступления в сфере экономических отношений зачастую предупреждаются или раскрываются также с помощью Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. Для государства с переходной экономикой и нестабильным законодательством такие преступления особенно пагубны. Как правило, преступники совершают преступления экономического характера на территории России, а затем пытаются скрыться за рубежом либо пытаются реализовать в иностранных банковских учреждениях ценные бумаги или платежные Документы Российской Федерации, которые уже аннулированы, подделанные документы, а также используют информацию несуществующих либо ликвидированных зарубежных юридических лиц (например для получения валютных кредитов). Через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации для раскрытия и расследования такого рода преступлений правоохранительные органы, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства, могут получить информацию об официальном наименовании юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, их юридическом адресе, номере, дате регистрации, фамилиях и именах физических лиц — руководителей (а в отдельных случаях — учредителей, акционеров), направлении деятельности, размерах уставного капитала, сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица, сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц. В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и, иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности, а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне. Как правило, такая информация передается только при наличии согласия проверяемых организаций. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут передаваться российским правоохранительным органам только в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что через Национальное центральное бюро Интерпола не могут направляться запросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений и не составляющие в соответствии с российским законодательством самостоятельного состава преступления (неисполнение договорных обязательств, нарушение таможенных правил и др.). Например, украинским коллегам было отказано в исполнении запроса о розыске лица, виновного в неуплате долга по гражданскому договору.

В последние годы получили развитие преступления против половой свободы сопряженные с сутенерством и вывозом граждан Российской Федерации (зачастую обманным путем) для занятия проституцией на территории иностранных государств. Через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации следователи обмениваются оперативной информацией с компетентными органами других государств. В рамках Интерпола в 2000 г. была создана рабочая группа для содействия международному сотрудничеству по борьбе с торговлей женщинами для сексуальной эксплуатации.

В значительной степени увеличилось число насильственных преступлений. Изменяется мотивация лиц, совершающих убийства. Все больше происходит убийств из корыстных побуждений по заказу. При этом жизни лишают людей, имеющих высокий социальный статус (банкиров, крупных предпринимателей, политиков). Успешным является розыск «классических убийц».

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации принимает также участие в борьбе с новыми для страны преступлениями в сфере компьютерных технологий (злоумышленники используют похищенные реквизиты кредитных карт, заказывая по ним в зарубежных Интернет-магазинах товары, получают неправомерный доступ к компьютерной информации юридических и физических лиц, создают и распространяют вредоносные программы, неправомерно воспроизводят элементы компьютерной техники или программного обеспечения, используют электронно-вычислительные машины и сети в противоправных целях: для размещения детской порнографии, обмена нелегальным программным обеспечением, распространения хакерской информации и т. д.). Такие преступления зачастую носят латентный характер, так как юридические лица, особенно банковские учреждения, в целях поддержания своей деловой репутации не заявляют о преступных посягательствах. Потерпевшими по такого рода делам, как правило, выступают юридические лица иностранных государств, а подозреваемыми — граждане Российской Федерации. Поэтому подобный вид преступлений раскрывается только при оперативном взаимодействии полицейских подразделений нескольких стран. А такую оперативность в настоящий момент может обеспечить только Интерпол.

Таким образом, как показывает практика, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации стоит на страже интересов своего государства, в том числе и экономических, и вносит свой носильный вклад в дело международной борьбы с преступностью.

[1] Панов В. П. Международное уголовное право. М: Инфра-М, 1997. с. 53.

[2] Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества/Под рук. В. М. Савицкого. М.: БЕК, 1995. С. 230.

[3] Карпец И. И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. с. 89.

[4] Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). М: Инфра-М, 2001. с. 117

[5] Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М: Международные отношения, 1991. с. 134.

[6] Подробнее о легализации (отмывании) преступных доходов см.: Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». СПб.: Питер, 2003.

Самарин В.И.

1408367390 53Так, в 1889 г. состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права. Его участники констатировали появление «международной преступности» и призвали полицейские службы разных стран к согласованным действиям, направленным на ее подавление.

С 14 по 20 апреля 1914 г. в Монако состоялся I Международный конгресс криминалистов. В качестве его инициатора выступил, глава княжества Монако герцог Альберт I. В преддверии этого конгресса руководители полицейских ведомств ряда стран получили послание следующего содержания: «Его величество герцог Альберт I приглашает Вас принять участие в Первом Международном конгрессе криминалистов».

Франция, Италия, Россия, Австрия, Великобритания, а также другие страны направили представителей своих полицейских ведомств на этот конгресс. Всего на конгрессе была представлена уголовная полиция 24 государств Европы, Азии и Латинской Америки.

Международный конгресс криминалистов в Монако прошел под председательством декана юридического факультета Сорбонны Леонарда. Представители полицейских сил обсудили технические вопросы, связанные с защитой офицеров полиции, принятием международного кодекса полиции и т.д.

Участники конгресса обратились к правительству Монако с просьбой взять на себя инициативу создания в Париже международных комиссий по разработке унифицированных стандартов удостоверений личности и организации единого международного бюро идентификации международных преступлений. Присутствующие на конгрессе договорились встретиться вновь через два года в Бухаресте на II Международном конгрессе криминалистов. Однако, Первая мировая война похоронила не только эту надежду, но и все принятые в Монако резолюции.

После Первой мировой войны проблема международной преступности возникла вновь, но уже в более острой форме. Мораль военного времени оказала сильное влияние на людей: резко вырос уровень преступности, особенно на почве безработицы, наркомании и алкоголизма.

Официально днем рождения Международной организации уголовной полиции - Интерпола считается 7 сентября 1923 г. В этот день Международный полицейский конгресс, который проходил в Вене, учредил постоянно действующую международную организацию - Международную комиссию уголовной полиции и утвердил ее Устав.

Послевоенные годы были отмечены активным расширением деятельности Международной комиссии уголовной полиции, ростом значимости ее участия, а, следовательно, и роли в сотрудничестве государств в деле борьбы с уголовной преступностью. Такое сотрудничество после Второй мировой войны возглавила Организация Объединенных Наций. Однако, новому месту и новой роли, которые всё увереннее осваивала в таком сотрудничестве Международная комиссия уголовной полиции, противоречило само её название «комиссия», так как в международной практике термином «комиссия» было принято называть орган, действующий в составе какого-либо другой международной организации.

По этой причине в 1956 г. был принят новый Устав этой международной организации, который в ст. 1 закрепил ее новое название - «Международная организация уголовной полиции» - Интерпол. Согласно ст. 2 Устава, она имеет следующие цели:

a) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;

b) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью.

В новом Уставе вопросу членства в организации была посвящена ст. 4, в соответствии с которой «Любая страна может уполномочить свой официальный полицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью организации, выступать в качестве члена организации.

Просьба о вступлении в члены организации направляется Генеральному секретарю соответствующим правительственным органом. Решение о принятии в члены принимается Генеральной ассамблеей большинством в 2/3 голосов».

Структура Интерпола определяется ст. 5 Устава, в соответствии с которой Международная организация уголовной полиции включает:

  • Генеральную Ассамблею;
  • Исполнительный комитет;
  • Генеральный секретариат;
  • Национальные центральные бюро;
  • Советников.

Исполнительный комитет состоит из Президента Организации, 3 Вице-Президентов и 9 делегатов, которые избираются Генеральной Ассамблеей. Президент избирается на 4 года, Вице-Президенты и каждый из 9 делегатов — на 3 года.

Генеральный секретариат Интерпола состоит из Генерального секретаря, специалистов и административного персонала, обеспечивающих работу Организации (ст. 27 Устава). В ст. 28 Устава Интерпола говорится, что кандидатура Генерального секретаря предлагается Исполнительным комитетом и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет. Он избирается из числа лиц, весьма компетентных в вопросах деятельности полиции.

Следует отметить, что до 1982 г. Международная организация уголовной полиции была зарегистрирована в ООН как международная неправительственная организация, что не давало ей правовой возможности в полной мере использовать международные механизмы борьбы с преступностью. Однако в 1982 г. был признан статус Интерпола как международной межправительственной организации. С этого момента Интерпол получил возможность принимать непосредственное участие в межгосударственном общении как полноправный субъект международного права. У Интерпола есть своя эмблема, герб и флаг, выполненный в цветах международных организаций — голубом и белом. На эмблеме изображены земной шар, весы мифологической богини правосудия Фемиды и карающий меч правосудия. На флаге и эмблеме Интерпола расположены буквы: «OIPC-ICPO», с которых начинается наименование Международной организации уголовной полиции, соответственно на французском и английском языках.

В ст. 1 Устава Интерпола закрепляется место ее пребывания — Франция. В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и сегодня.

1408367641 26Наша страна принимает участие в работе Интерпола с 1990 г.

Так, решение о вступлении нашей страны в Интерпол было закреплено 7 апреля 1990 г. постановлением Совета Министров СССР №338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола. После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г.

НЦБ Интерпола России осуществляет обмен информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что НЦБ Интерпола работает исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Это всецело основывается на положениях ст. 3 Устава Интерпола, в соответствии с которой «Организации строго запрещается любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». По каналам Интерпола осуществляется розыск лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких и тяжких преступлений, а также преступлений средней тяжести.

Для повышения эффективности розыска Интерполом издаются специальные уведомления:

  • с «красным углом» — на лиц, подлежащих аресту и выдаче стране - инициатору;
  • с «синим углом» — на лиц, разыскиваемых, но не подлежащих выдаче на момент издания уведомления;
  • с «желтым углом» — на пропавших без вести лиц.

Кроме того, Интерпол издает еще ряд уведомлений:

  • с «зеленым углом» — информация упреждающего характера на лиц, склонных к противоправной деятельности;
  • с «черным углом» - информация по неопознанным трупам;
  • с «оранжевым углом» - информация по юридическим лицам и иным организациям, предположительно причастным к террористической деятельности, а также по выявленным взрывным и прочим устройствам, которые могут быть использованы для совершения терактов.

На основании поступающей информации НЦБ Интерпола осуществляет формирование баз данных. Объектами учета являются юридические и физические лица, автотранспорт, огнестрельное оружие, поддельные денежные знаки, культурные ценности, удостоверения личности и проездные документы.

В настоящее время Международная организация уголовной полиции (Интерпол) - это самая крупная международная межправительственная полицейская организация, в работе которой принимают участие 190 государств, включая и Россию. В своей деятельности Интерпол в первую очередь преследует цели развития международного полицейского сотрудничества между государствами, причем не исключая даже и те случаи, когда между конкретными странами дипломатические отношения не поддерживаются.

С.П. Малков, кандидат юридических наук, доцент

Международное полицейское взаимодействие в рамках Интерпола строится на определенных основополагающих началах (принципах). Их можно подразделить на общие и специальные. К общим следует относить следующие принципы.

ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.

Рассматриваемый принцип заложен в ст. 2 Устава Организации, где указано, что взаимодействие учреждений уголовной полиции осуществляется не только в рамках национальных законодательств, но и «в духе Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 г. в рамках Организации Объединенных Наций. В сфере уголовно-процессуальных правоотношений прежде всего необходимо четкое соблюдение права каждого человека на личную неприкосновенность. «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»[1]. Именно поэтому лицо может разыскиваться по каналам Интерпола с целью выдачи (что, в свою очередь, повлечет его задержание и арест) только при наличии акта компетентного органа запрашивающего государства, позволяющего ограничить свободу человека.

При взаимодействии полицейских служб разных стран идет постоянный обмен информацией между ними. Эта информация зачастую касается и личной жизни граждан, вмешательство в которую противоречит основополагающим правам человека. Опасность же информатизации заключается в возможности использования информации для злоупотреблений. В связи с этим в 1974 г. была принята резолюция «О конфиденциальности сведений», которая потребовала от Национальных центральных бюро и Генерального секретаря учитывать при обмене информацией принцип охраны личных прав граждан[2]. Функция по недопущению произвольного вмешательства в личную жизнь граждан и разглашения информации личного характера в рамках Интерпола позднее была возложена на Наблюдательный Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола. Исходя из цели Правил международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля за архивами Интерпола, Наблюдательный Совет следит за тем, чтобы при обработке и передаче полицейской информации в рамках системы сотрудничества Интерпола не возникало каких-либо злоупотреблений и предотвращались любые угрозы личным правам граждан.

Кроме того, Интерпол всегда стремился к тому, чтобы работники полицейских учреждений в своей деятельности не нарушали права человека. Этому должны были способствовать принятые решения, касающиеся изучения прав человека в полицейских образовательных учреждениях стран-участниц. Так, Генеральная Ассамблея в своей резолюции № 3, принятой на 18-й сессии в 1949 г., рекомендовала, чтобы во всех школах по подготовке полицейских особое внимание уделялось признанию в процессе обучения права любого лица, подозреваемого в нарушении уголовного закона, а также иных лиц на справедливое и человечное обращение. В той же резолюции указывалось, что «все акты насилия или негуманного обращения, то есть те, которые попирают человеческое достоинство, совершенные полицией при осуществлении своих судебных и уголовных полицейских функций, должны быть преданы правосудию»[3]. В 1976 г. Генеральная Ассамблея Интерпола заслушала на своей 45-й сессии доклад о работе Организации Объединенных Наций над проектом Кодекса поведения должностных лиц правоохранительных органов. На 63-й сессии в 1994 г.

Генеральная Ассамблея приняла резолюцию «Подготовка по правам человека в полицейских колледжах», в которой членам Организации было рекомендовано предпринимать меры для обеспечения преподавания в полицейских колледжах курса «Права человека»[4].

Интерпол также претворяет принцип уважения прав и свобод человека в жизнь, обеспечивая выдачу лиц, совершивших деяния, признаваемые преступлениями в соответствии с международными конвенциями и попирающие основные права и свободы человека. Большинство таких конвенций приняты в рамках Организации Объединенных Наций, и Интерпол, основываясь на ст. 2 своего Устава, всегда рекомендовал своим членам ратифицировать такие международные соглашения. К таковым можно отнести Конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в ст. 4 которой говорится, что государства-участники предпринимают все меры, необходимые для признания пыток преступлением. Статья 8 Конвенции 1984, г. указывает, что данное преступление влечет выдачу, и государства-участники обязаны включать его в соответствующие двухсторонние, соглашения. При отсутствии же двусторонних соглашений о выдаче Конвенция является достаточным основанием для выдачи[5]. При взаимодействии государств в рамках Интерпола не признаются в качестве основания для отказа в выдаче за применение пыток политические мотивы. В статье 8 Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. предусматривается, что сводничество, склонение или совращение в целях проституции другого лица, эксплуатация проституции другого лица, содержание дома терпимости, или управление им, или сознательное финансирование или принятие участия в финансировании дома терпимости, сдача в аренду или аренда здания или другого места в целях проституции рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу. И в данном случае Интерпол не отказывает в розыске лица, совершившего какое-либо из указанных преступлений по политическим мотивам. В соответствии со ст. 3 Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, к преступлениям относятся деяния по перевозке или попытке перевозки рабов из одной страны в другую какими бы то ни было транспортными средствами или соучастие в таковых деяниях. В связи с этой Конвенцией Генеральный секретариат Интерпола просит Национальные центральные бюро сообщать обо всех случаях рабства, которые станут им известными. На основе поступившей информаций Генеральный секретариат Интерпола направляет в Центр по правам человека Организации Объединенных Наций итоговый отчет. Международная организация уголовной полиции также, руководствуясь статьей XI Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., не относит к политическим преступления, которые подпадают под эту Конвенцию (лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности, умышленное создание для расовой группы или групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение, эксплуатация труда членов расовой группы или групп и др.).

В целях реализации рассматриваемого принципа Международная организация уголовной полиции плодотворно сотрудничает с Комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека, Международными трибуналами по Руанде, Сьерра-Леоне и бывшей Югославии, другими международными организациями.

РАВЕНСТВО ВСЕХ СТРАН-УЧАСТНИЦ.

Все страны, входящие в Интерпол, наделены равными правами, независимо от размера их финансовых взносов в бюджет Интерпола. Это проявляется, прежде всего, в том, что все делегации, присутствующие на Генеральной Ассамблее, имеют при голосовании по одному голосу.

И даже если страна-участница не сможет уплатить взнос в бюджет Организации, она не будет лишена права голоса по наиболее важным вопросам повестки дня Генеральной Ассамблеи Интерпола (например изменение Устава Организации).

УВАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАН — ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА.

Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии с их национальным законодательством. В каждой стране особым государственным актом должно быть закреплено место Национального центрального бюро в общегосударственной системе борьбы с преступностью, четко очерчены полномочия, объем и характер компетенции во взаимодействии с правоохранительными органами своей страны. В соответствий с принципом уважения суверенитета решения органов Международной организации уголовной полиции носят для ее участников рекомендательный характер. В то же время Национальные центральные бюро на местах должны предпринимать в рамках своих национальных полномочий все возможные меры, содействующие проведению в жизнь решений Организации на территории их стран. Ни сотрудники Генерального секретариата Интерпола, ни сотрудники полицейских служб других государств не могут осуществлять деятельность на территории суверенного государства, если они не получили на это разрешения соответствующих властей. Кроме того, для соблюдения принципа суверенитета государств-участников существует норма ст. 3 Устава Организации. И в этом положительная сторона данной статьи, ибо она очень важна для обеспечения взаимодействия полицейских служб стран с различными политическими системами, идеологиями и религиями.

ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕННОЕ ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ.

Обеспечение неотвратимости ответственности, но только за совершенное конкретным лицом деяние — цель, к которой должна стремиться система органов уголовного преследования и суда любого государства. Данный принцип определяется предпринимаемыми указанными органами действиями, направленными на защиту законных интересов граждан, государства и общества. Принцип обеспечения неотвратимости ответственности означает, что полицейские службы должны гарантировать, что любое лицо, независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств, в том числе своего местонахождения, понесет заслуженное наказание за совершенное им противоправное деяние. Следует учитывать, что неотвратимость ответственности обеспечивается деятельностью не только милиции или полиции, но и прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления, изобличать их в противоправных деяниях.

Суды же, в свою очередь, должны выносить справедливые решения, основанные на законе. Однако, к сожалению, реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству. Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. Нераскрытыми остаются чаще всего наиболее тяжкие и особо опасные преступления, а также «преступления с иностранным элементом».

Среди специальных принципов необходимо выделить следующие.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОЛЬКО ОБЩЕУГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ.

Еще в 1946 г. Международная организация уголовной полиции определила, что ее деятельность по предупреждению преступности и борьбе с ней ограничена только общеуголовными преступлениями, что должно было гарантировать нейтралитет Организации и уважение суверенитета государств. Общеуголовными преступлениями можно считать виновные общественно опасные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с уголовным законодательством большинства стран — участниц Организации и не носят политического характера. Полицейские органы при совместных действиях должны обращать внимание только на ту классификацию преступлений, относительно которой имеется согласованность. Принцип закреплен в ст. 3 Устава: «Организации строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера»[6]. После принятия Устава Интерполу пришлось давать толкование в отношении данной статьи, так как до настоящего момента возникает немало споров о целесообразности ее включения в Устав. Объясняется это тем, что, с одной стороны, такое невмешательство Интерпола служит сдерживающим фактором и позволяет избегать влияния на отдельные государства, с другой стороны, как считает ряд экспертов, Интерпол остается в стороне от сотрудничества по предотвращению преступлений, имеющих политическую, военную, религиозную или расовую подоплеку, а в сущности своей являющихся обычными общеуголовными преступлениями. Надо отметить, что оправданным является второй подход, так как изменение ст. 3 позволило бы Интерполу участвовать в борьбе с такими преступлениями, как терроризм и геноцид военного, политического, религиозного или межнационального характера, без каких-либо оговорок. Кроме того, с развитием международного права стало, например, возможным выдавать при соблюдении некоторых условий лиц, совершивших преступления по политическим мотивам. Первой попыткой устранить абсолютность нормы ст. 3 Устава Интерпола стало принятие в 1951 г. резолюции AGN/20/ RES/11, сформулировавшей так называемую теорию преобладания, в соответствии с которой Организация не считает себя связанной квалификацией преступления в запрашивающем государстве как общеуголовного, а проверяет запрос на основе сложившейся практики на предмет преобладания в составе преступления политической либо общеуголовной компоненты. В 1984 г. впервые было решено при соблюдении определенных условий обрабатывать запросы в отношении террористической деятельности.

Следует отметить, что ограничение, заложенное в ст. 3 Устава, применяется как к Генеральному секретариату, так и к членам Организации. Первый должен воздерживаться от предоставления помощи в случаях, указанных в статье (поступающие от Национальных центральных бюро запросы проверяются на предмет соответствия ст. 3 Устава и могут быть отклонены в случае противоречия с ее положениями), а последние, вступая в Интерпол, принимают на себя обязательство строго соблюдать в своих взаимоотношениях с Организацией Устав. Например, если Организация дает согласие на размещение в базе данных запроса от государства-члена, другое государство свободно в квалификации преступления как политического. В то же время, если Интерпол откажет в размещении в своей базе запроса на основании ст. 3 Устава, государство-член может направить свой запрос по другим каналам (через другие организации или дипломатические учреждения).

Для того чтобы определить, противоречит ли запрос требованиям ст. 3 Устава, Интерпол делает различие между:

  • деяниями, которые по своей природе являются политическими, религиозными, военными или расовыми и которые автоматически подпадают под действие ст. 3 (нарушение законов о средствах массовой информации, занятие религиозной деятельностью и т. п.);
  • запросами, изучаемыми подробно для определения преобладающей сущности преступления. В последнем случае исследуется, была ли связь между целями обвиняемого и потерпевшими и проводится анализ по трем критериям, определенным Генеральной Ассамблеей: место совершения преступления, правовое положение потерпевших и общественная опасность (серьезность) деяния.

Аналогичные критерии применяются к запросам государств-членов или международных трибуналов, направляемых с целью розыска и выдачи лиц, обвиняемых в нарушении международного гуманитарного права[7], что не дает возможности избежать наказания лицам, совершившим преступления по политическим основаниям, либо лицам, занимающим государственные посты.

ВСЕОБЩНОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

Любая страна — участница Интерпола может взаимодействовать с другой, и это взаимодействие не должно быть затруднено географическими или языковыми факторами. Как правило, Национальные центральные бюро уведомляют Генеральный секретариат о своих двусторонних контактах и о результатах такого сотрудничества.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА[8].

Любой орган полиции или уголовного преследования может извлечь пользу из международного сотрудничества полиции независимо от своего официального названия. В этом смысле под уголовной полицией понимаются функции, а не сама система органов. Интерпол через Национальные центральные бюро соответствующих стран взаимодействует со всеми государственными органами своей страны, в функции которых входит предупреждение, раскрытие и расследование уголовных преступлений, а также розыск преступников и без вести пропавших лиц.

ГИБКОСТЬ И ОПЕРАТИВНОСТЬ МЕТОДОВ РАБОТЫ.

Руководствуясь принципами, предназначенными для обеспечения непрерывности и преемственности, структурные подразделения Интерпола используют в своей работе методы достаточно гибкие, легко изменяемые и оперативные, учитывая существование большого разнообразия социальных и политических структур, а также ситуаций, возникающих в различных странах мира[9].

В соответствии с этими принципами в подразделениях Интерпола нет детективов или агентов, обладающих наднациональными полномочиями, которые ездили бы по разным странам и задерживали бы правонарушителей, расследуя конкретные дела[10]. Международное полицейское сотрудничество зависит прежде всего от действий, предпринимаемых полицейскими органами стран-участниц, которые могут обеспечить информацией и помощью, а также послать запрос, вне зависимости от обстоятельств.

Надо также иметь в виду, что Деятельность Интерпола никогда не являлась секретной. Организация действует в рамках своего Устава и определенных им целей и служит интересам правосудия. Заинтересованные органы и журналисты всегда могут получить необходимую информацию, если это не противоречит профессиональной этике. Граждане государств-членов, полагающие, что деятельность Организации может нанести ущерб их личным интересам, могут обратиться в Наблюдательный Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола.

Исходя из текста Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации[11] (п. 4), кроме вышеперечисленных принципов сотрудники бюро в своей деятельности руководствуются следующими принципами.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ.

Выполняя свои должностные обязанности, сотрудники Национального центрального бюро должны строго следовать и обязаны точно исполнять нормы как национального законодательства, так и международного права. Запросы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также Уставу Интерпола, подлежат возврату органу, их направившему.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА.

Гуманизм подразумевает признание ценности человека как личности, признание его права на свободное развитие и проявление своих способностей. По нашему мнению, разработчики Положения хотели указать на необходимость внимания к каждому человеку, уважение и доброе отношение к человеческой личности, то есть закрепить принцип гуманности.

Как и у большинства субъектов международного права, у Интерпола имеются свои эмблема и флаг. Они были утверждены на Генеральной Ассамблее, проходившей в Берне в 1949 г., и используются с 1950 г. В 1972 г. на Генеральной Ассамблее Организации во Франкфурте Индонезия предложила изменить эмблему, дабы на ней были отображены все регионы, представленные в Интерполе. Соответствующие изменении утвердила следующая сессия Генеральной Ассамблеи, собравшаяся в Вене. Флаг Международной организации уголовной полиции выполнен в традиционных цветах международных организаций — голубом и белом. В каждом из четырех углов флага изображены молнии, направленные к центру и символизирующие оперативную связь и скорость полицейской деятельности. В центре флага в белом круге расположена эмблема Организации. На эмблеме — земной шар, обрамленный оливковыми ветвями, весы богини правосудия Фемиды и карающий меч правосудия. Меч воплощает собой деятельность полиции. Весы Фемиды символизируют справедливость. Обрамленный оливковыми ветвями земной шар является символом мира, согласия и сотрудничества. Земной шар, повернутый таким образом, чтобы центральный меридиан проходил через Париж (где в 1950 г. находилась штаб-квартира), показывает, что деятельность Организации распространяется на весь мир. В центре под земным шаром на эмблеме указано краткое наименование Организации - INTERPOL. По обоим краям от лезвия меча над земным шаром нанесены четыре буквы - OIPC и ICPO, с которых начинается полное наименование Международной организации уголовной полиции соответственно на французском (Organisation internationale de police criminelle) и английском (International Criminal Police Organization) языках.

Органы Международной организации уголовной полиции строят свою деятельность на основе Устава и Регламента. Вступив в силу 13 июня 1956 г., Устав заменил собой учредительный акт 1923 г. Он стал документом, подробно регламентирующим компетенцию Интерпола, его цели и задачи, принципы участия в международной борьбе с уголовной преступностью. Он же закрепил структурную организацию, которая постепенно формировалась под воздействием выполняемых Интерполом задач и стала соответствовать типовой структуре ряда международных организаций.

Первые четыре статьи составляют Общие положения Устава. В статье 1 Устава закреплено официальное название Организации: «Международная организация уголовной полиции (Интерпол)» и официальное место пребывания — Франция (до 1984 г. указывался только Париж). Статья 2 Устава раскрывает цели деятельности Организации: обеспечение и развитие наиболее широкого взаимодействия между всеми заинтересованными органами уголовной полиции в рамках действующего в странах — участницах Интерпола законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также учреждение и развитие всех необходимых органов, которые будут эффективны в борьбе с преступностью[12]. Статья 3 Устава, рассмотренная нами подробно выше, запрещает Организаций вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. В статье 4 оговаривается общий порядок вступления в Интерпол. В соответствии с ней любая Страна имеет право уполномочить любой свой официальный полицейский орган выступать в качестве члена Организации. Просьба о вступлении в Организацию направляется Генеральному секретарю для последующего рассмотрения на Генеральной Ассамблее.

Статьи 5-37 Устава регламентируют структуру Интерпола, организацию органов и их полномочия. Положения данных статей дополняются процедурными нормами ст. 2-50 Регламента Международной организации уголовной полиции (принят одновременно с Уставом) в отношении Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального секретариата и Советников. В случае расхождения положений Регламента с Уставом Организации действует последний.

В статьях 38-40 Устава и 51-52 Регламента Организации урегулированы вопросы ресурсов Организации. Ресурсы Интерпола составляют ежегодные взносы членов Организации, а также добровольные пожертвования и другие источники, одобренные Исполнительным комитетом. Взносы выражаются в так называемых бюджетных единицах. Каждая страна при вступлении в Организацию заявляет, сколько бюджетных единиц она желала бы платить[13] (от 2 до 100), исходя из размера своего населения и валового внутреннего продукта. Затем данное заявление должно быть утверждено на сессии Генеральной Ассамблеи. В 2000 г. 1 бюджетная единица приравнивалась к 12 000 евро.

Страна, не выполнившая по каким-либо причинам своих финансовых обязательств перед Организацией в предшествовавшем финансовом году, лишается некоторых из своих прав: права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи по большинству вопросов, права присутствовать на конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках Интерпола, права проводить на своей территории подобные мероприятия, права направлять работников в Генеральный секретариат и иных прав, не предусмотренных в Уставе.

Бюджетные вопросы и вопросы бухгалтерского учета в Организации урегулированы ст. 40 Устава и ст. 51 Регламента, а также Финансовыми правилами, принятыми Генеральной Ассамблеей в 1990 г. (вступили в силу 1 января 1991 г.). В соответствии с ними проект бюджета составляется Генеральным секретарем и представляется на утверждение Исполнительному комитету. Бюджет вступает в силу после его принятия Генеральной Ассамблеей. За исполнение бюджета ответствен Генеральный секретарь, которому помогает финансовый инспектор. Его управление счетами контролируется аудиторами, назначаемыми Генеральной Ассамблеей на 3 года.

Статья 41 Устава позволяет Организации во всех случаях, когда это станет целесообразным, с учетом ее целей устанавливать отношения и сотрудничать с другими организациями, что эффективно применяется на практике. В соответствии с этой статьей Интерпол смог установить отношения с Комиссией ООН по наркотическим средствам, Экономическим и Социальным Советом ООН и другими международными организациями.

В Уставе имеются статьи о его применении, изменении и толковании, а также Временные положения.

[1] Статья 9 Всеобщей декларации прав человека.

[2] Бабович Б. Интерпол и права человека//Информационный бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. 1992. № 2-3. с. 38.

[3] Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). М: Инфра-М, 2001. с. 50.

[4] Резолюция Генеральной Ассамблеи МОУП № AGN/63/RES/16.

[5] Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания//Права человека: Сб. международно-правовых документов. Минск: Белфранс, 1999. с. 216-227.

[6] См. Приложения, с. 112: ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

[7] Резолюция Генеральной Ассамблеи МОУП № AGN/63/RES/9.

[8] Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества/Под рук. В. М. Савицкого. М.: БЕК, 1995. с. 225.

[9] ICPO — Interpol. General information. Lyons: General Reference Department, 1995. P. 4.

[10] Interpol: 75 years of international police co-operation. London: Kensington Publications Ltd., 1998. P. 11.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.96 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»//Собрание законодательства Российской Федерации. 21.10.96 г. № 43. Ст. 4916.

[12] Родионов К. С. Интерпол в фас и профиль//Российская юстиция. 1996. № 1. с. 49.

[13] Родионов К. С., Яни С. А. Интерпол: структура и задачи//Социалистическая законность. 1989. № 3. с. 62.

ozio_gallery_nano

Ленинградское РО ВПА МПА: Email: iparus-11region@mail.ru, сайт: www.rusipa47.ru, тел/факс: +7 812 571-86-04

vk rusipa47   facebook rusipa47  instagramm rusipa47  tweet rusipa47  rusipa47 skype

18581883

Российская Империя
(1858-1883 г.г.)

18831917

Российская Империя
(1883-1917 г.г.)

18831917

Республиканская Россия
(1917-1918 г.г.)

19181924

РСФСР
(1918-1924 г.г.)

19241991

СССР
(1924-1991 г.г.)

18831917

Российская Федерация
(с 1991 г.)