Для того чтобы лучше понять роль Интерпола в борьбе с преступностью, необходимо выяснить, каким преступлениям он противостоит. Прежде всего необходимо отграничить международные преступления от преступлений международного характера. В науке международного уголовного права принято относить к международным преступлениям «особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом»[1]. Преступления же международного характера можно определить как преступные деяния, предусмотренные международными соглашениями, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, посягающие на нормальные и стабильные межгосударственные отношения, наносящие ущерб различным общественным отношениям, организациям, гражданам и наказуемые, как правило, в соответствии с национальным законодательством, исходя из норм соответствующих соглашений. То есть подчеркивается конвенционность последних. Но очень трудно закрепить все виды преступлений в международных конвенциях. В них, как правило, регламентируются наиболее распространенные и опасные преступления, наносящие ущерб экономике государств, подрывающие устои общества и нарушающие основополагающие права и свободы человека.

Сотрудники Интерпола ведут борьбу с большинством преступлений, входящих как в первую (Интерпол плодотворно взаимодействует с Международными трибуналами по Руанде и по бывшей Югославии), так и во вторую группу преступлений. Но сфера их деятельности охватывает и некоторые другие виды преступлений. Поэтому, трактуя международные преступления, сотрудники Генерального секретариата Организации выделяют следующие их признаки:

  • опасность преступления более чем для одной страны;
  • природа совершенного преступления;
  • характеристика преступника (соучастника) как лица, проходящего по преступлениям, совершенным в более чем одной стране;
  • поведение преступника[2] (информации о самом преступнике придается первостепенное значение).

К таковым можно отнести и преступления, совершенные на территории нескольких стран, подготовленные к совершению на территории одной страны, а совершенные на территории другой. Скрываясь от правосудия, в настоящее время преступники без преград могут пересечь границу и скрыться в другой стране, а затем перевести свои незаконно нажитые денежные средства на счета в банки, находящиеся за границей. Исходя из вышесказанного, международным преступлением в настоящий момент может стать любое преступление, закрепленное в уголовных кодексах стран — участниц Интерпола. Дабы исключить подмену одного термина другим, вместо понятия «международное преступление» в данном контексте следует употреблять понятие «преступление с международным элементом». При этом в целях осуществления взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции под преступлением с международным элементом необходимо понимать виновное общественно опасное деяние, не связанное с деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера, уголовно наказуемое в большинстве стран мира, наносящее ущерб интересам или совершенное на территории нескольких стран либо, хотя и совершенное на территории одной страны, но субъект которого покинул территорию страны совершения.

Среди всей массы преступлений, бороться с которыми помогает Интерпол, можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ.

Эти преступления наиболее опасны, так как, во-первых, они наносит урон не только отдельным группам людей, но и экономике государств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контрабанда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологическое воздействие на оценку населением страны состояния внутренней безопасности и правопорядка.

Первоначально Интерпол не занимался деяниями, связанными с террористической деятельностью, так как эти преступления имеют политическую, религиозную или расовую окраску, а ст. 3 Устава Интерпола запрещает вмешиваться в такую деятельность. Но к середине 80-х гг. члены Организации пришли к выводу, что в основе своей терроризм является общеуголовным преступлением[3]. Было решено, что каждое государство само вправе решать, носит ли преступление политический характер, а также что необходимо учитывать причинную связь между целями преступников и потерпевшими. В 1984 г. сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола утвердила «Основные направления», позволяющие Организации действовать, если противоправные акты совершаются террористами за пределами их национальной территории. На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции, проходившей в Вашингтоне в 1985 г., была принята резолюция AGN/54/RES/1, которая призвала к созданию специализированной группы в составе Генерального секретариата для усиления взаимодействия и координации борьбы с международным терроризмом. Эта же резолюция поручила Генеральному секретарю разработать для Национальных центральных бюро Руководство по борьбе с международным терроризмом. Руководство было направлено в страны — члены Организации в марте 1987 г., а в январе 1987 г. была создана антитеррористическая группа. В настоящий момент в структуре Генерального секретариата функционирует отделение общественной безопасности и борьбы с терроризмом (PST), которое координирует сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, распространением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, оружием массового поражения, нападениями и захватами судов гражданской авиации, морским пиратством.

Действия, которые отвечают условиям ст. 3 Устава, включают нарушения, являющиеся политическими по своей природе, например участие в запрещенной организации, выражение запрещенных мнений, преступления против государства и его внутренней безопасности. В этом случае ни Генеральный Секретариат, ни Национальные центральные бюро не могут предпринимать действий по розыску подозреваемых или обвиняемых лиц[4]. Признается, что убийство руководителя государства в результате террористического акта является обычным общеуголовным преступлением. Следует иметь в виду, что ряд документов Организации предусматривает положение о недопустимости ограничения сотрудничества в рамках Интерпола по предупреждению актов терроризма. Не отрицается также возможность участия Интерпола в содействий выдаче лица, замешанного в террористических действиях.

В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г., в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует сообщать о преступлениях террористического характера, если:

  • цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
  • совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
  • материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
  • преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
  • жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
  • ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;
  • преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;
  • финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
  • постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
  • орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
  • одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.

Запросы, касающиеся международного терроризма, подразделяются на две группы.

1. Запросы, направленные на уголовное преследование террористов.

Они обрабатываются в строгом соответствии с правилами применения ст. 3 Устава Интерпола (лица, обвиняемые в совершении тяжких, насильственных террористических деяний: тяжкие преступления против жизни, захват заложников, похищение людей, уничтожение собственности в особо крупных размерах, незаконные действия против гражданской авиации могут быть объектами розыска с целью их выдачи).

2. Запросы, направленные на предупреждение террористической деятельности.

Для их обработки необходимы сведения об участии лиц в подготовке террористических деяний, а не просто их членство в каком-либо политическом движении.

В целях борьбы с терроризмом в рамках Интерпола ведется «обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей отношение Организации к этому явлению и пути его решения»[5]. Информация обо всех совершенных актах терроризма должна доводиться до Генерального секретариата. Его сотрудники, анализируя всю совокупность полученной информации, могут проявить инициативу в предупреждении таких актов в будущем (идентифицировать террористов, раскрыть их планы и т. д.).

В последние десятилетия стала угрожающе развиваться организованная преступность. Преступникам стала необходима координация усилий и «чистые» деньги, для чего нужно было «отмыть» преступные. Преступники стали проникать во все сферы жизнедеятельности общества. Легализация доходов, получаемых незаконным путем, является мощным экономическим фактором роста организованной преступной деятельности в ее наиболее опасных формах. К способам «отмывания» можно отнести вывоз капитала, приобретение иностранной валюты, скупку акций приватизируемых предприятий и государственных ценных бумаг, покупку недвижимости, использование зарубежных офшорных зон либо совместных предприятий, создание легальных предприятий[6]. В целях усовершенствования стратегии борьбы с указанными преступлениями Генеральная Ассамблея ООН 15 ноября 2000 г. одобрила резолюцию A/RES/55/25, в приложении к которой содержится Конвенция против транснациональной Организованной преступности. Данную Конвенцию подписали большинство участников (в том числе представители Российской Федерации) специальной конференции, которая проходила в декабре 2000 г. в городе Палермо. В ст. 18 Конвенции предусматривается возможность взаимодействия стран-участниц с использованием каналов Международной организации уголовной полиции в целях борьбы с Транснациональной организованной преступностью (в частности, с участием в организованных преступных группах, «отмыванием доходов от преступлений», коррупцией).

Для борьбы с этим видом преступной деятельности в Международной организации уголовной полиции в конце 80-х гг. была создана группа по борьбе с организованной преступностью. В помощь полиции разных стран Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с организованной преступностью. В Генеральный секретариат Интерпола стекается информациям лицах, имеющих отношение к преступным сообществам.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Во второй половине XX в. наблюдается непрерывный рост числа людей, потребляющих наркотические вещества не в медицинских целях. Кроме того, что такое потребление убивает многих людей (как правило, молодых), оно ведет также к росту числа заболеваний СПИДом, наркозависящих людей и преступных деяний. Уменьшается средний возраст наркоманов, что заставляет задуматься о будущем поколении. И поэтому все здравомыслящие люди Земли понимают, что необходима координация усилий в борьбе против потребления и оборота наркотических средств, а также людей, «делающих деньги» на страданиях других.

Современные наркоторговцы свободно перемещаются между странами, незаконно пересекая государственные границы, тесно сотрудничают с международными террористами и иными преступниками. Получая огромные денежные средства от незаконного оборота наркотических средств, они во многих странах подкупают государственных чиновников, которые закрывают глаза на их деятельность либо участвуют в, ней. В связи с этим необходимо именно международное сотрудничество правоохранительных органов по этому вопросу.

В Международной организации уголовной полиции создано и действует отделение по вопросам наркотических средств, которое помогает соответствующим национальным органам в их противостоянии международной наркоторговле путем предупреждения и пресечения деятельности торговцев наркотиками; тщательного анализа информации, поступающей из различных стран, о случаях задержания наркоторговцев и курьеров; конфискации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; выявления новых маршрутов и приспособлений для их транспортировки; обучения специалистов различных стран, работающих в специальных службах по борьбе с международной наркоторговлей; сотрудничества с иными международными и локальными организациями. Все сведения периодически публикуются Генеральным секретариатом с пометкой «Для служебного пользования только служащим полиции». Полученный аудиовизуальный материал используется в качестве наглядных пособий при обучении специалистов. Основными функциями отделения по вопросам наркотических средств являются:

  • сбор информации;
  • реагирование на международные запросы, связанные с расследованием дел, имеющих отношение к распространению наркотических средств;
  • анализ информации, направленной странами — членами Организации;
  • идентификация международных преступных организаций, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ;
  • координация действий нескольких стран — членов Организации при совместном расследовании уголовных дел, связанных с наркотическими средствами;
  • проведение рабочих встреч для обмена информацией и выработки общей стратегии борьбы.

Следует также учитывать, что принятая в 1988 г. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предусматривает, что препровождение просьб об оказании правовой помощи и иных сообщений осуществляется в случае чрезвычайных обстоятельств по каналам Интерпола.

ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО.

Данный вид преступлений более всего подрывает экономику любой страны. Преимущественной подделке во всем мире подвергаются доллары США, так как они имеют хождение почти во всех странах и являются одной из наиболее устойчивых к финансовым катаклизмам валютой, хотя в последнее время появились и поддельные банкноты денежной единицы единой Европы — евро. В России кроме национальной валюты подделывают и иностранную. Выпуская в оборот поддельные доллары, преступники наносят ущерб экономике не только США, но и государств, в которых они распространяются. Таким образом, существует насущная потребность в международном взаимодействии и по этому вопросу.

Именно из-за массовости подделок банкнот, появившихся сразу после Первой мировой войны в Европе, еще в 1923 г. при Международной комиссии уголовной полиции был организован Международный центр борьбы с фальшивомонетничеством. В работе Интерпола по борьбе с фальшивомонетничеством можно выделить ряд направлений:

  • учет случаев фальшивомонетничества, изготовителей и сбытчиков, а также числа изъятых денежных знаков;
  • сбор сведений о происходящих реформах в сфере денежного обращения и об изменении денежных систем стран мира;
  • изучение способов подделки денежных знаков, применяемых преступниками;
  • подготовка рекомендаций о защите банкнот и монет от подделки;
  • выработка рекомендаций по правовому регулированию борьбы с фальшивомонетничеством, которые содержат предложения об унификации национального законодательства;
  • повышение профессионального уровня полицейских, занятых в сфере борьбы с фальшивомонетничеством.

Одна из основных задач Национальных центральных бюро в разрешении этой проблемы — информирование Генерального секретариата о фактах подделки. В этом случае к описанию факта прилагаются несколько фальшивых банкнот. Такие экземпляры тщательно анализируются и хранятся в архиве Организации.

В последнее время приобретает широкий размах подделка не только денежных знаков, но и ценных бумаг, различного рода документов, пластиковых карточек. Необходимо отметить, что на данный момент Интерпол располагает наиболее современной аппаратурой для распознавания поддельных банкнот, ценных бумаг и других документов.

ХИЩЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.

Постепенно произведения искусства из предмета эстетического наслаждения превращаются в средство помещения капитала, что ведет к росту цен на данном рынке. Рост же цен ведет к увеличению числа преступных посягательств на культурные ценности, их незаконной продаже и перепродаже. Хищение национальных достижений культуры, как и иных культурных ценностей, причиняет ущерб не только имущественным интересам собственников, но и культурному наследию многих стран, такое хищение наносит удар по национальному достоянию, которое принадлежит потомкам. Совершение организованными группами преступлений может происходить с использованием дипломатической почты, тайников или путем вывоза за рубеж выставки и продажи там экспонатов.

Выработку мер по предупреждению хищений произведений искусства и вывоза их из страны, где они были «прописаны», приняла на себя ЮНЕСКО. Списки разыскиваемых произведений искусства, похищенных из музеев мира, составляются и Международным Советом музеев. Контакты же полиции разных стран по розыску украденных и вывезенных ценностей возглавляет Интерпол. В Интерполе имеется специальная база, в которой собирается информация обо всех похищенных произведениях культуры и антиквариата. Такая информация с 1947 г. рассылается Национальным центральным бюро Интерпола (копии направляются в ЮНЕСКО и Международный Совет музеев), Некоторая ее часть доступна жителям планеты на компакт-дисках и на официальном сайте Организации в Интернете.

Интерпол объявляет в международный розыск и похитителей (на арест которых имеется ордер), и сами произведения искусства. Сотрудники Генерального секретариата Организации тщательно изучают modus operandi (способ действия) преступников, составляя их картотеку, для того чтобы потом можно было легко раскрыть преступления, совершенные одним и тем же лицом. При наличии достаточных оснований предполагать факт незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж на каждый предмет необходимо заполнить специальный формуляр и направить его в Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 221 от 28 февраля 2000 г. «Об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» информация о похищенных культурных ценностях должна в обязательном порядке направляться в Интерпол (либо по форме, утвержденной Генеральным секретариатом, либо в свободной форме) через Национальное центральное бюро Интерпола.

По каналам Интерпола российские правоохранительные органы могут получить информацию о культурных ценностях, находящихся в международном розыске, о наличии и юридическом адресе юридических лиц, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных странах, о выставлении конкретных произведений искусства на аукционах.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, БОРЬБЕ С КОТОРЫМИ СОДЕЙСТВУЕТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Международная организация уголовной полиции помогает странам скоординировать усилия в борьбе и со многими другими общеуголовными преступлениями. Для каждой страны характерна своя определенная группа преступлений, которые проходят через Национальное центральное бюро Интерпола. Такие группы преступлений зависят, прежде всего, от социально-экономического развития страны, ее географического положения и «преступных традиций». При этом следует признать первенствующей причиной разнообразия преступлений социально-экономический фактор. Так, если сравнить основные преступления, с которыми работает Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации и Национальное центральное бюро Интерпола в Исландии, то можно увидеть, что для Исландии характерна борьба с наркоторговлей, «отмыванием» денег и нелегальной иммиграцией. Область же повышенного внимания и особого напряжения в работе сотрудников российского бюро составляют автотранспортные преступления и преступления в сфере экономики.

В последнее десятилетие с особой остротой встала проблема краж и незаконного оборота транспортных средств. Автотранспортные преступления, с которыми работает Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации, связаны, прежде всего, с обнаружением в нашей стране автотранспортных средств, похищенных за рубежом, преимущественно на территории таких государств, как Германия, Польша и Литва. Национальное центральное бюро Интерпола в России имеет доступ к базе данных Генерального секретариата Интерпола, которая содержит сведения о разыскиваемом автотранспорте. База была создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола, принятой в 1994 г. Формирование базы начато в 1997 г.

В Российской Федерации автомашины угоняют в основном для продажи в других субъектах Федерации или в странах СНГ, однако имеют место факты, когда похищенная в России автомашина переправлялась в страны дальнего зарубежья. В целях борьбы с подобными преступлениями российские правоохранительные органы наряду с использованием базы данных разыскиваемого автотранспорта стран Содружества имеют также возможность объявить похищенную автомашину в международный розыск, поставив ее через Национальное центральное бюро Интерпола на розыскной учет в базу данных Генерального секретариата Интерпола.

Хотя главной целью Интерпола является обнаружение похищенной машины, немаловажной представляется и дальнейшая судьба транспортного средства. В первую очередь уведомляется страна — инициатор розыска автотранспортного средства. Одновременно ее просят в течение двух месяцев подтвердить розыск и направить данные законного владельца Добросовестному владельцу автотранспортного средства на территории России выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с пометкой «Розыск Интерпола без права отчуждения» (он не может выехать на данном транспортном средстве за границу или реализовать его).

Национальное центральное бюро Интерпола не занимается вопросами непосредственного возврата похищенного автотранспортного средства законному владельцу (это входит в компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

В России специальное законодательство в сфере возврата похищенного имущества (в том числе и автомобилей) почти отсутствует. Действуют нормы Гражданского кодекса (который выделяет такую категорию, как «добросовестность владения»), как правило, препятствующие возврату за рубеж автомашины, зарегистрированной в России, владелец которой признан добросовестным приобретателем, то есть купивший похищенную за рубежом автомашину, не зная о том, что она объявлена в розыск. Если в течение 6 месяцев компетентными органами страны — инициатора розыска или законным владельцем автотранспортного средства не предприняты никакие меры по его возврату, то Национальное центральное бюро Интерпола снимает его с учета, а добросовестному владельцу в России (по его просьбе) выдается новое свидетельство о регистрации транспортного средства с пометкой «Розыск Интерпола. Ограничения сняты». При этом новый владелец в России такой машиной может владеть, пользоваться и распоряжаться только в пределах Российской Федерации.

Как уже отмечалось, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации имеет выход к базе данных похищенных автомобилей Генерального секретариата Интерпола. Правоохранительные органы страны имеют возможность направлять в бюро запросы с целью проверки автомашин на предмет их объявления в розыск за рубежом, однако длительность этой процедуры не позволяет оперативно проводить такие проверки. Целесообразным видится также оперативное использование возможностей Национального центрального бюро Интерпола по проверке автотранспорта пограничными и таможенными службами, что практикуется, например, в Республике Польша. Это могло бы стать превентивной мерой и ограничило бы ввоз на территорию страны похищенных автотранспортных средств из Западной Европы и стран Прибалтики.

Преступления в сфере экономических отношений зачастую предупреждаются или раскрываются также с помощью Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. Для государства с переходной экономикой и нестабильным законодательством такие преступления особенно пагубны. Как правило, преступники совершают преступления экономического характера на территории России, а затем пытаются скрыться за рубежом либо пытаются реализовать в иностранных банковских учреждениях ценные бумаги или платежные Документы Российской Федерации, которые уже аннулированы, подделанные документы, а также используют информацию несуществующих либо ликвидированных зарубежных юридических лиц (например для получения валютных кредитов). Через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации для раскрытия и расследования такого рода преступлений правоохранительные органы, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства, могут получить информацию об официальном наименовании юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, их юридическом адресе, номере, дате регистрации, фамилиях и именах физических лиц — руководителей (а в отдельных случаях — учредителей, акционеров), направлении деятельности, размерах уставного капитала, сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица, сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц. В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и, иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности, а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне. Как правило, такая информация передается только при наличии согласия проверяемых организаций. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут передаваться российским правоохранительным органам только в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что через Национальное центральное бюро Интерпола не могут направляться запросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений и не составляющие в соответствии с российским законодательством самостоятельного состава преступления (неисполнение договорных обязательств, нарушение таможенных правил и др.). Например, украинским коллегам было отказано в исполнении запроса о розыске лица, виновного в неуплате долга по гражданскому договору.

В последние годы получили развитие преступления против половой свободы сопряженные с сутенерством и вывозом граждан Российской Федерации (зачастую обманным путем) для занятия проституцией на территории иностранных государств. Через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации следователи обмениваются оперативной информацией с компетентными органами других государств. В рамках Интерпола в 2000 г. была создана рабочая группа для содействия международному сотрудничеству по борьбе с торговлей женщинами для сексуальной эксплуатации.

В значительной степени увеличилось число насильственных преступлений. Изменяется мотивация лиц, совершающих убийства. Все больше происходит убийств из корыстных побуждений по заказу. При этом жизни лишают людей, имеющих высокий социальный статус (банкиров, крупных предпринимателей, политиков). Успешным является розыск «классических убийц».

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации принимает также участие в борьбе с новыми для страны преступлениями в сфере компьютерных технологий (злоумышленники используют похищенные реквизиты кредитных карт, заказывая по ним в зарубежных Интернет-магазинах товары, получают неправомерный доступ к компьютерной информации юридических и физических лиц, создают и распространяют вредоносные программы, неправомерно воспроизводят элементы компьютерной техники или программного обеспечения, используют электронно-вычислительные машины и сети в противоправных целях: для размещения детской порнографии, обмена нелегальным программным обеспечением, распространения хакерской информации и т. д.). Такие преступления зачастую носят латентный характер, так как юридические лица, особенно банковские учреждения, в целях поддержания своей деловой репутации не заявляют о преступных посягательствах. Потерпевшими по такого рода делам, как правило, выступают юридические лица иностранных государств, а подозреваемыми — граждане Российской Федерации. Поэтому подобный вид преступлений раскрывается только при оперативном взаимодействии полицейских подразделений нескольких стран. А такую оперативность в настоящий момент может обеспечить только Интерпол.

Таким образом, как показывает практика, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации стоит на страже интересов своего государства, в том числе и экономических, и вносит свой носильный вклад в дело международной борьбы с преступностью.

[1] Панов В. П. Международное уголовное право. М: Инфра-М, 1997. с. 53.

[2] Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества/Под рук. В. М. Савицкого. М.: БЕК, 1995. С. 230.

[3] Карпец И. И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. с. 89.

[4] Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). М: Инфра-М, 2001. с. 117

[5] Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М: Международные отношения, 1991. с. 134.

[6] Подробнее о легализации (отмывании) преступных доходов см.: Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». СПб.: Питер, 2003.

Самарин В.И.

Ленинградское РО ВПА МПА: Email: iparus-11region@mail.ru, сайт: www.rusipa47.ru, тел/факс: +7 812 571-86-04

vk rusipa47   facebook rusipa47  instagramm rusipa47  tweet rusipa47  rusipa47 skype

18581883

Российская Империя
(1858-1883 г.г.)

18831917

Российская Империя
(1883-1917 г.г.)

18831917

Республиканская Россия
(1917-1918 г.г.)

19181924

РСФСР
(1918-1924 г.г.)

19241991

СССР
(1924-1991 г.г.)

18831917

Российская Федерация
(с 1991 г.)