Международным розыском является розыск на территории не менее чем двух стран за пределами государства, где было совершено преступление либо пропало лицо. Такой розыск проводится самостоятельно государствами, с соблюдением национального законодательства и международных договоров. Страной — инициатором международного розыска является страна, уголовный закон которой был нарушен либо на территории которой пропало лицо. До создания Международной организации уголовной полиции такие контакты полиции строились только на энтузиазме руководителей полицейских подразделений разных стран.

В розыскной деятельности Интерпола можно выделить ряд направлений:

  • розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции);
  • розыск лиц с целью наблюдения за их поведением либо выявления необходимой информации и проведения следственных действий;
  • розыск пропавших без вести лиц;
  • специальный розыск (похищенных культурных ценностей, автотранспортных средств)[1].

Розыск преступников с целью их выдачи — одно из важнейших направлений в деятельности Организации. Надо иметь в виду, что в такой деятельности полиции отводится факультативная и в то же время] основная роль. Она обеспечивает присутствие объекта выдачи. Вопросы же выдачи решаются по дипломатическим каналам с участием компетентных органов (как правило, суда или прокуратуры) на основании двусторонних договоров, национального законодательства и принципа взаимности.

Следует отметить, что Интерпол всегда указывал на необходимость заключения двусторонних (многосторонних) договоров о правовой помощи, принятия законов о выдаче, в которых предусматривалась бы процедура экстрадиции, в том числе и странам, с которыми не заключен подобный договор. Например, Великобритания и США подписали в 1842, 1889 и 1900 гг. три договора, которые перечисляют преступления, при совершении которых лица могут быть выданы. Российская Федерация также обладает обширной двусторонней договорной базой, регулирующей вопросы выдачи преступников.

Интерпол также призвал страны мира заключить международное соглашение (конвенцию) о выдаче преступников. В своих обращениях Генеральная Ассамблея просила ООН ускорить принятие подобного соглашения. Но, к сожалению, страны пошли по иному пути, заключив региональные соглашения (например, Европейскую конвенцию о выдаче уголовных преступников 1957 г., Панамериканскую конвенцию по экстрадиции 1981 г., Конвенцию по экстрадиции Экономического Сообщества Западно-Африканских государств 1994 г.; в рамках Содружества Независимых Государств — Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 в 2002 гг.).

Начинается международный розыск преступника с того, что полицейский орган обращается в Национальное центральное бюро Интерпола в своей стране с просьбой (запросом) начать международный розыск преступника. До этого обращающийся сотрудник полицейского органа должен установить следующее:

  • факт совершения преступления;
  • личность преступника;
  • факт нахождения преступника за пределами государства (то есть имеются данные о выезде лица за пределы Российской Федерации, или достоверно установлено наличие у лица связей за пределами Российской Федерации, или лицо намеревалось выехать из страны с деловой или иной целью).

Сотрудник полицейского органа также должен иметь на руках ордер (постановление или иной национальный эквивалент) на арест (заключение под стражу) лица либо приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы.

В просьбе содержится описание преступника (биографические данные, специальные приметы и другие данные, способствующие последующему задержанию лица), ссылка на документ, на основании которого производится розыск лица, а также заверение в том, что при обнаружении лица тут же будет Направлено требование о его выдаче. Затем Национальное центральное бюро Интерпола проводит первичную юридическую экспертизу просьбы, в том числе и на предмет её соответствия ст. 3 Устава Организации (а если имеются основания полагать, что лицо находится в определенном государстве, — влечет ли уголовную ответственность на его территории совершенное деяние), и направляет формализованный запрос на «красное» извещение «Разыскиваемый международный преступник (Арест с целью экстрадиции)» в Генеральный секретариат Интерпола.

При получении формализованного запроса в Службе международных извещений Генерального секретариата проверяют его. Если есть необходимость, то они имеют право запросить дополнительную информацию. Затем составляется специальное извещение. Говоря о международном розыске преступников, выделяют «красное» и «синее» извещения. Такие названия даны в зависимости от цвета фона, на котором в верхнем правом углу извещений изображена эмблема Организации. Первый из них применяется при розыске лица в странах, где на основании ордера, выданного полицией другой страны, возможен арест преступника (как правило, наличествует международное соглашение), а второй — для стран, где такая возможность отсутствует. В последнем случае лицо разыскивается с целью установления его местонахождения и наблюдения за его поведением, и если его находят, то уведомляют Генеральный секретариат и Национальное центральное бюро Интерпола страны-инициатора о передвижениях лица, а также о его отъезде из страны.

Оба извещения содержат фотографию лица, отпечатки пальцев, мотивацию розыска, личные данные, и просьбу при обнаружении задержать («красное» извещение) либо взять под наблюдение и сообщать обо всех фактах подозрительного поведения («синее» извещение). «Красное» извещение содержит также заверение о том, что при задержании немедленно будут посланы необходимые для выдачи лица документы.

Еще существует «зеленое» извещение, которое предупреждает полицию разных стран о так называемых «профессиональных международных преступниках». «Зеленое» извещение составляется на лицо, проходящее по делу оперативного учета, но в отношении которого отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по конкретному уголовному делу.

Получив «красное» извещение, каждое Национальное центральное бюро проверяет соответствие содержащихся в нем сведений национальному законодательству. Затем лицо объявляется в розыск в соответствии с национальным законодательством, сведения о нем рассылаются в пункты пересечения границы.

На основании полученного из Национального центрального бюро Интерпола сообщения местные полицейские органы предпринимают определенные действия для розыска лица. Если такие действия оказываются успешными, то лицо задерживается на основании соответствующих норм национального законодательства. Надо отметить, что в этом случае лицо задерживается на основании ордера на арест, выданного правоохранительным органом иного государства, либо на основании «красного» извещения. Так как в законодательстве многих стран нет нормы, предусматривающей задержание лица по такому основанию, то полицейские оформляют задержание по иному основанию, в соответствии с законодательством своей страны. Уведомляются Национальные центральные бюро обоих государств об обнаружении объекта розыска.

Из-за того что почти во всех странах задержание ограничено малым сроком (как правило, 24 часа), о факте задержания незамедлительно сообщается в местный судебный орган. Полиция также возбуждает перед судом вопрос о предварительном аресте лица с целью его последующей экстрадиции. Предварительным арестом можно назвать период содержания лица под стражей, в течение которого компетентными органами страны его ареста разрешается вопрос о выдаче.

Суд, руководствуясь ордером на арест иностранного правоохранительного органа (или, если последний не успели переслать, — «красным» извещением), может вынести решение о предварительном аресте лица. В большинстве стран мира «красное» извещение признается запросом о предварительном аресте.

Одновременно суд назначает срок предварительного ареста, в течение которого правоохранительный орган страны — инициатора розыска обязан направить материалы, необходимые для рассмотрения требования о выдаче. В странах англо-американской правовой системы необходимо представить доказательства виновности лица в совершении определенных преступлений. Нередко суд в соответствии с законодательством своей страны требует подтвердить, что к выдаваемому лицу не будет применено наказание в виде смертной казни. Если суд откажет в предварительном аресте, то полиции необходимо вести наблюдение за лицом и незамедлительно сообщить в Генеральный секретариат об изменении лицом страны пребывания.

В случае разрешения вопроса о предварительном аресте положительно полиция сообщает об этом в Национальное центральное бюро Интерпола своей страны. Последнее, в свою очередь, информирует об аресте Генеральный секретариат и Национальное центральное бюро Интерпола в стране — инициаторе розыска.

Генеральный секретариат после ареста лица делает отметку («гашение») на материалах розыска, отменяя действие извещений. Материалы сдаются в архив. Об отмене розыска извещаются все страны, в которые были направлены извещения, об отмене розыска. Второе основание прекращения международного розыска с целью экстрадиции — истечение его срока (розыск ограничивается одним годом, но может быть продлен по дополнительному запросу правоохранительного органа, инициировавшего международный розыск).

Национальное центральное бюро Интерпола страны — инициатора розыска сообщает правоохранительному органу своей страны, приславшему просьбу о розыске, что лицо задержано, и дает необходимые рекомендации. Через бюро возможно также согласование вопросов, касающихся процедуры передачи лица. Далее, если иное не предусмотрено международными договорами, необходимые материалы передаются по дипломатическим каналам в орган страны задержания, компетентный решать вопрос об экстрадиции. Так как сроки предварительного ареста до представления необходимых материалов, как правило, невелики (например, Европейская конвенция о выдаче уголовных преступников и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. предусматривают максимальный срок 40 дней), рекомендуется передавать данную информацию в наикратчайшие сроки.

При получении надлежащим образом оформленных материалов дела компетентный орган (как правило, таковым выступают суд, Генеральный прокурор или прокуратура) страны задержания решает вопрос об экстрадиции.

Рассмотренная выше процедура розыска преступников называется обычным розыском. Выделяют еще и срочный розыск. Его отличие от обычного заключается в том, что Национальное центральное бюро Интерпола страны — инициатора розыска напрямую сообщает аналогичному бюро в другой стране (странах) о необходимости розыска лица. Такая процедура применяется, если известно точно или приблизительно, где скрывается лицо. При этом Национальное центральное бюро Интерпола страны-инициатора извещает о таком розыске Генеральный секретариат Организации, и в случае неудачи такого розыска в течение трех месяцев он заменяется обычным.

Еще одним видом розыска по каналам Интерпола является розыск с целью наблюдения за лицом. Этот розыск проводится в трех случаях:

  • у полиции нет достаточных оснований для ареста, а следовательно, и объявления лица в розыск;
  • у полиции есть основания для объявления розыска преступника с целью экстрадиции, но нет договора о выдаче со страной, где лицо находится;
  • при необходимости розыска подозреваемого лица.

В этих случаях, как правило, составляется «синее» извещение, и полиция страны нахождения лица ведет наблюдение за лицом и сообщает о его передвижении, действиях и изменении страны пребывания Национальному центральному бюро Интерпола страны — инициатора розыска и Генеральному секретариату. Лицо также может быть задержано для того, чтобы ему был задан ряд вопросов.

Розыск лиц, пропавших без вести, проводится «в интересах семьи»[2]. Такой розыск становится международным, если на национальном уровне он не принес результатов и если есть основания полагать, что лицо покинуло территорию государства. На основании информации, пришедшей из Национального центрального бюро Интерпола страны — инициатора розыска, Генеральным секретариатом рассылается «желтое» извещение с фотографией, особыми приметами лица и номером в картотеке Организации. Как правило, такому розыску подвергаются несовершеннолетние.

Специальный вид розыска (розыск похищенных культурных ценностей, автотранспортных средств) проводится как одно из мероприятий по борьбе с определенными видами хищения.

С начала прошлого века полицейские всех стран мира говорили о необходимости создания не только единой системы розыска преступников, но и единой картотеки международных преступников и преступлений. Это стало возможным с созданием «мирового полицейского» — Интерпола. Теперь в организации ведутся следующие учеты (базы данных):

  • алфавитный учет известных «международных преступников» (даются фамилия, имя, клички, прозвища лица, иные биографические данные, описание внешности, «профессия», modus operandi);
  • учет используемых преступниками документов личной идентификации и названий транспортных средств, применяемых при совершении преступлений;
  • учет преступлений по видам.

В отдельных картотеках регистрируются дактокарты, ДНК и черты внешности, преступников. Интерпол ведет также учет похищенных культурных и иных ценностей, автотранспортных средств, похищенных документов личной идентификации, проведенных захватов наркотиков, пропавших без вести лиц, неопознанных трупов.

Ведение таких учетов позволяет полицейским из разных стран более оперативно получать информацию о международных преступниках и преступлениях, научным исследователям и работникам Интерпола — анализировать ситуацию и предлагать пути решения вопроса борьбы с преступностью.

Оперативно-справочные учеты Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации представляют собой систематизированные базы данных, которые формируются из информации, пришедшей из:

  • Национальных центральных бюро Интерпола;
  • Генерального секретариата Организации;
  • органов внутренних дел и других ведомств Российской Федерации.

Оперативно-справочные учеты служат для ускорения обработки информации и исполнения запросов, поступающих в бюро, и формируются при использовании специализированных программных комплексов, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации использует в работе базы данных: по входящим/исходящим документам, по физическим лицам, по похищенному/обнаруженному автотранспорту, по иным объектам учета (юридическим лицам, похищенному и утраченному огнестрельному оружию и предметам, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность).

Первая база данных, присваивая каждой сфере деятельности или виду преступления определенный идентификатор, помогает организовать регистрацию корреспонденции, а также обеспечить быстрый поиск объекта учета и исполнителя.

База данных по физическим лицам подразделяется по категориям на розыск международных преступников, установление местонахождения лиц, розыск подозреваемых, обнаружение неопознанного трупа, розыск без вести пропавших, идентификация личности, свидетель, потерпевший, прочее.

База данных по автотранспорту подразделяется:

  • на данные, поступившие из-за рубежа и от правоохранительных органов России;
  • на следующие категории:

а) автотранспорт, проверяемый по учетам зарегистрированного и похищенного автотранспорта;

б) похищенный автотранспорт;

в) автотранспорт, связанный с совершением преступления (субъектом преступления).

Регулярно осуществляется автоматизированный обмен данными с другими подразделениями МВД Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в базах данных, используются для подготовки ответов на запросы, а также для формирования справочных и отчетных материалов.

[1] Самарин В. И. Роль Интерпола в борьбе с международной преступностью//Сб. работ 57-й научной конференции студентов и аспирантов Белгосуниверситета. Минск: БГУ, 2001. c. 206.

[2] Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1990. с. 109.

Самарин В.И.

Ленинградское РО ВПА МПА: Email: iparus-11region@mail.ru, сайт: www.rusipa47.ru, тел/факс: +7 812 571-86-04

vk rusipa47   facebook rusipa47  instagramm rusipa47  tweet rusipa47  rusipa47 skype

18581883

Российская Империя
(1858-1883 г.г.)

18831917

Российская Империя
(1883-1917 г.г.)

18831917

Республиканская Россия
(1917-1918 г.г.)

19181924

РСФСР
(1918-1924 г.г.)

19241991

СССР
(1924-1991 г.г.)

18831917

Российская Федерация
(с 1991 г.)