Каждая страна — участница Интерпола в соответствии со ст. 32 Устава Организации создает в одном из своих полицейских учреждений рабочий аппарат для поддержания постоянной связи с Генеральным секретариатом Организации и другими странами — Национальное центральное бюро. «Национальное центральное бюро — орган, предназначенный в своей стране служить опорным пунктом международного сотрудничества в рамках Интерпола, служить этому делу на национальном уровне в качестве корреспондента, компетентного представителя и ответственного учреждения Организации, являться в целом первостепенного значения национальным органом по всем вопросам международного полицейского сотрудничества»[1]. Национальное центральное бюро Интерпола, находясь на страже прежде всего интересов своего государства, входит одновременно в структуру Организации и национального правоохранительного органа. Необходимость создания такого органа была обусловлена различием структур полицейских учреждений в различных странах (зачастую неизвестно, какой именно орган отвечает за борьбу с определенным видом преступлений и может предоставить необходимую информацию), различием языков и правовых систем.

Национальное центральное бюро Интерпола призвано содействовать усилиям органов правопорядка различных, стран в международной борьбе с уголовной преступностью. На практике такое содействие проявляется в форме обмена информацией, которая имеет прямое отношение к международному сотрудничеству уголовной полиции, организации проведения необходимых расследований на территории своей страны, контроля за ведением розыска и задержанием преступников (а также в необходимых случаях в пределах законодательства своей страны оказания помощи в их экстрадиции), передачи соответствующим ведомствам своей страны запросов, направляемых органами полиции других стран, и т. д. К числу конкретных задач Национального центрального бюро Интерпола можно отнести, в частности, объявление в международный розыск, а также осуществление мероприятий, касающихся допросов и тому подобных действий в отношении преступников, объявленных в розыск, в рамках Интерпола. Только бюро, подготовившее информацию, вправе решать, кому она должна быть направлена, может ли она изменяться и каким образом, а также когда она должна быть уничтожена.

Необходимо также отметить, что Национальное центральное бюро Интерпола действует в контакте с аналогичными органами других стран не только в соответствии с Уставом Интерпола, но и в каждом конкретном случае придерживается тех международных соглашений по борьбе с преступностью, участниками которых являются оба представляемых ими государства: об оказании правовой помощи, о выдаче преступников и т. п.

В конце апреля 1990 г. министр внутренних дел СССР В. В. Бакатин направил Генеральному секретарю Международной организации уголовной полиции письмо, в котором просил рассмотреть вопрос о вступлении СССР в члены Интерпола. В письме также указывалось, что «Советский Союз выражает серьезную обеспокоенность ростом преступности в мире, особенно транснациональной» и что «в современных условиях эффективность борьбы с международной преступностью, особенно с организованными ее формами, включая терроризм и наркобизнес, во многом зависит от степени взаимодействия между национальными органами уголовной полиции (милиции) всех стран». Основываясь на том, что основная ответственность за борьбу с общеуголовной преступностью на территории СССР возложена на МВД, в его составе предполагалось создать Национальное центральное бюро Интерпола в Советском Союзе. Изначально Советский Союз заявил о своем вкладе в бюджет Организации в размере 30 бюджетных единиц[2]. Осенью того же года в канадском городе Оттава состоялась 59-я Генеральная Ассамблея Международной организации уголовной полиции. На этой Ассамблее в ряды членов Интерпола был принят Союз Советских Социалистических Республик. Официальным днем создания Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации является 27 сентября 1990 г. (в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 998 от 7 декабря 1990 г. «Об объявлении Дня создания НЦБ Интерпола») 12 октября того же года в составе Министерства внутренних дел СССР было создано Национальное центральное бюро Интерпола, получившее на именование «Интерпол-Москва». 1 января 1991 г. Национальное центральное бюро Интерпола в СССР начало свою работу в Москве, обмениваясь информацией с аналогичными бюро в других странах и исполняя запросы иностранных и отечественных правоохранительных органов. 6 марта 1991 г. был принят новый Закон СССР «О советской милиции», в котором было указано, что взаимодействие с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) относится к ведению союзной милиции (ст. 10)[3].

В 1992 г. перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик, и уже 4 января Генеральному секретарю Интерпола было предложено рассмотреть вопрос о правопреемстве Российской Федерации в отношении членства бывшего СССР в этой Организации. Вопрос был решен положительно только после занятия Россией места Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Остальным же республикам бывшего СССР, ставшим суверенными государствами, необходимо было подавать заявку на вступление в члены Интерпола в соответствии со ст. 4 Устава Организации. К настоящему моменту из всех республик только Таджикистан и Туркменистан не являются членами Международной организации уголовной полиции. Республики вынуждены были вступить в ряды Интерпола, так как после распада СССР отсутствовал единый координирующий орган, которым до этого было МВД СССР[4]. Кроме того, существовал правовой вакуум: законодательство молодых республик было во многом не проработано, особенно в экономической сфере. Этим и воспользовались преступные элементы новых независимых государств, расширив масштабы своей деятельности.

Осенью 1992 г. в город Дакар (Сенегал) была направлена делегация Российской Федерации. А в следующем году сотрудничество осуществлялось с компетентными органами 115 государств. В марте 1993 г. в Национальном центральном бюро Интерпола была введена система связи Х.400 (функция электронной почты). В 1994 г. была проведена работа по созданию единой базы данных о преступных формированиях, их лидерах, а также способах поддержания международных контактов, одновременно было установлено оборудование, программное обеспечение и база данных системы автоматизированного поиска информации в банке данных Интерпола (АЗЕ). Для регламентации вопросов взаимодействия органов внутренних дел с Национальным центральным бюро Интерпола Приказом Министерства внутренних дел России № 10 от 11 января 1994 г. была утверждена Инструкция о порядке использования и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, которая носила ведомственный характер.

Деятельность Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации несколько лет строилась без необходимой законодательной базы. И только 30 июля 1996 г. был издан указ Президента Российской Федерации № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»[5], в котором впервые было указано, что «Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретарем Интерпола». В этом же Указе были сформулированы основные задачи бюро:

  • обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
  • оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Во исполнение Указа Правительство Российской Федерации 14 октября того же года утвердило Положение о Национальном центральном бюро[6].

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации в соответствии со своим Положением является подразделением криминальной милиции, входящим в состав центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, и имеет статус главного управления. Следует отметить, что в Уставе Интерпола нет положений, которые закрепляли бы подчиненность Национального центрального бюро, его организационную структуру и функции. Каждая страна свободна в выборе формы сотрудничества с Интерполом и может назвать своим представителем в Интерполе любое из своих учреждений, ведущих борьбу с преступлениями, а поэтому организация и структура бюро являются внутренним делом каждого государства.

Представляется оправданным мировой практикой опыт наделения полномочиями Национального центрального бюро именно главного полицейского органа страны, так как только такой орган может реально оказывать помощь в розыске преступников на территории своей страны, обмене оперативной информацией и наиболее часто нуждается в аналогичной помощи. К тому же в соответствии с Законом РСФСР «О милиции»[7]на подразделения МВД возлагается задача по предупреждению, пресечению, обнаружению и раскрытию преступлений (ст. 2), а на криминальную милицию — также по организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и без вести пропавших (ст. 8). В то же время на Прокуратуру Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[8]) возложена функция надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России, органы Федеральной службы безопасности занимаются борьбой с определенными в ст. 10 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» преступлениями[9], Государственный таможенный комитет организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела (п. 5 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации[10]), федеральным органам налоговой полиции до 1 июля 2003 г. предписывалось ст. 2 Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции»[11] выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и коррупции в налоговых органах. Указом Президента Российской Федерации № 306 от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»[12] функций упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы Министерству внутренних дел. Одновременно с 1 июля 2003 г. функциями по предупреждению и пресечению преступлений, связанных исключительно с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наделен Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, можно сказать, что другие правоохранительные органы Российской Федерации несколько ограничены законом в компетенции для эффективного взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции.

Деятельность Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации регламентируется Конституцией России, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Организации, Служебными стандартами «Национальные центральные бюро Интерпола. Политика», Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных: органов Российской Федерации по линии Интерпола[13], а также иными нормативными правовыми актами в сфере борьбы с преступностью.

Структура Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации не раз подвергалась модификации с учетом накопленного за предыдущие годы опыта работы.

Возглавляет бюро начальник Национального центрального бюро Интерпола, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром внутренних дел Российской Федерации. Как правило, начальник бюро включается в состав делегаций, направляющихся на ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи. Он же следит за проведением в жизнь на уровне Федерации резолюций Генеральной Ассамблеи[14] и организует всю деятельность российского бюро, неся персональную ответственность за выполнение возложенных на бюро задач. Кроме того, в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации начальник издает обязательные для сотрудников приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к ведению бюро, назначает сотрудников бюро и освобождает их от должностей (до заместителей начальников отделов включительно), утверждает должностные обязанности сотрудников бюро, присваивает сотрудникам бюро очередные специальные звания (до подполковника милиции включительно), применяет к ним меры дисциплинарной ответственности и поощрения, обладает правом подписи служебных документов, вносит министру внутренних дел предложения о штатной численности, структуре бюро, составе российской делегации для участия в работе сессий Генеральной Ассамблеи Организации, а также о кандидатурах от России в руководящие органы Интерпола.

У начальника Национального центрального бюро Интерпола есть заместители, которые также назначаются министром внутренних дел. В бюро имеется два отдела: отдел международного розыска и отдел оперативной информации и технического развития, а также организационное отделение, отделение аналитической разведки, секретариат и архив. Работой отделов руководят начальники, назначаемые заместителем министра внутренних дел.

Каждый отдел включает в себя по четыре отделения, для которых характерны определенные функции. В состав отдела международного розыска входят отделения по общеуголовной преступности, по преступности в сфере экономики и финансов, по организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, антиквариата и предметов искусства, по преступности, связанной с автотранспортными средствами. Основное предназначение данного отдела — содействие в розыске на территории нашей страны лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, пропавших без вести и скрывшихся от следствия (их розыск должен быть в установленном порядке инициирован правоохранительными органами зарубежных стран). С другой стороны, по запросам компетентных органов России отдел международного розыска Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации направляет ходатайства о розыске за рубежом лиц, объявленных в розыск в соответствии с законодательством России. В случае установления местонахождения и задержания разыскиваемого указанный отдел координирует вопросы, связанные выдачей такого лица зарубежному государству. Кроме того, в компетенцию отдела международного розыска входит оказание помощи поиске похищенных транспортных средств, предметов, представляющих культурную ценность, а также другого имущества.

Отдел оперативной информации и технического развития включает в себя отделение Оперативной обработки информации, отделение обеспечения оперативных учетов, отделение ведения учетов и баз дан ных и отделение технического развития. Отдел обеспечивает техническую сторону сотрудничества, обслуживает специальную компьютерную сеть Интерпола Х.400 (функция электронной почты) организует ведение учетов и баз данных бюро, формирует справочный фонд законодательства других стран, выполняет иные функции. Учитывая постоянную модернизацию средств связи, используемых Интерполом, сотрудники этого отдела время от времени посещают организуемые Интерполом конференции и семинары, где их знакомят новыми возможностями оборудования.

Для организации планирования и разработки перспективных направлений деятельности Национального центрального бюро Интерпола в составе бюро действует организационное отделение, которое фактически выполняет штабные функции.

Из-за географической особенности Российской Федерации — ее обширного размера — Национальному центральному бюро Интерпола необходимо было иметь своих связных в регионах страны. Для этих целей в стране были созданы филиалы Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. В июне 1997 г. приказом № 333 Министерства внутренних дел было утверждено Типовое положение о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола. Это была первая попытка создания связных центров на местах, а Типовое положение стало основой правового статуса филиалов.

В соответствии с Приказом № 333 филиал (территориальное подразделение) Национального центрального бюро Интерпола является подразделением криминальной милиции, входящим в состав Министерства внутренних дел, главного управления (управления) внутренних дел субъектов Российской Федерации на правах управления, самостоятельных отдела или отделения. После принятия Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации № 230 от 28 февраля 2000 г. филиалы Национального центрального бюро могут образовываться и в управлении внутренних дел на транспорте на правах самостоятельной группы. Создаются, реорганизуются и ликвидируются филиалы Министерством внутренних дел России. Положение, штаты и структура филиалов утверждаются на основании типовых министром внутренних дел, начальником главного управления (управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, начальником управления внутренних дел на транспорте по согласованию с начальником Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью филиала осуществляет Национальное центральное бюро Интерпола. Этим же приказом предписывалось создать филиалы в субъектах Федерации, правоохранительные органы которых до этого момента наиболее активно взаимодействовали с зарубежными коллегами (в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Калининградской, Камчатской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской и Свердловской областях, Приморском крае).

Позднее в том же году министром внутренних дел РФ был издан Приказ № 666, в котором указано на необходимость создания территориальных подразделений Национального центрального бюро Интерпола в министерствах, главных управлениях и управлениях внутренних дел всех субъектов Федерации. Постепенно это решение выполняется.

Так как Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации одновременно входит в структуру Международной организации уголовной полиции и Министерства внутренних дел России, то требования, предъявляемые к его сотрудникам, соответствуют требованиям, предъявляемым к личному составу органов внутренних дел (Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4202-I от 23 декабря 1992 г. утверждено Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), но сотрудники бюро должны владеть как минимум одним официальным языком Организации (французским, английским или испанским, так как арабский используется в работе бюро только при необходимости) в степени, достаточной для выполнения своих функциональных обязанностей.

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации с января 1992 г. поддерживает постоянную круглосуточную связь.

Действуя в системе Интерпола, бюро активно взаимодействует с Генеральным секретариатом и Национальными центральными бюро Интерпола в других странах, а также с российскими правоохранительными органами. В соответствии с п. 2 Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола субъектами сотрудничества по линии Интерпола в России являются:

  • органы Прокуратуры Российской Федерации;
  • органы внутренних дел Российской Федерации;
  • органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
  • федеральные органы налоговой полиции;
  • таможенные органы Российской Федерации;
  • органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации[15].

К сожалению, список органов в данной Инструкции является исчерпывающим, хотя в Указе Президента Российской Федерации № 1113 от 30 июля 1996 г. «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» не раскрывается содержание понятия «правоохранительные и иные государственные органы». То есть в Инструкции неправильно сужен круг органов, осуществляющих взаимодействие по линии Интерпола. Исходя из функционального принципа сотрудничества, обмен информацией по линии Интерпола через Национальное центральное бюро могут осуществлять любые государственные органы, по своей компетенции имеющие отношение к правоохранительной деятельности. И прежде всего это суды. Из-за закрытости перечня государственных органов за рамками Инструкции остается взаимодействие по линии Интерпола нового российского правоохранительного органа — Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В. С. Овчинский относит к субъектам сотрудничества по линии Интерпола также высшие государственные органы власти (Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации), контролирующие органы и организации (Счетная палата Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и др.), иные субъекты оперативно-розыскной деятельности (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и др.)[16]. Кроме того, каналами Интерпола могут пользоваться государственные органы, отвечающие за определенную сферу управления. Например, Министерство культуры Российской Федерации — по вопросам розыска пропавших культурных ценностей.

При этом в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств органы, перечисленные в Инструкции, и иные государственные органы Российской Федерации, действуя в рамках своей компетенции:

  • используют возможности Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве уголовным делам, материалам и делам оперативного учета, материалам проверок;
  • вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;
  • исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств.

Запросы, приходящие от Национальных центральных бюро Интерпола в других странах, исполняются в зависимости от их категории: «Срочный» («Urgent») — в течение 24 часов, «Обычный» («Normal») — 10 суток, «Не срочный» («Non-urgent») — 30 суток. Подготовленные, а также зарегистрированные в бюро документы должны быть направлены по каналам Интерпола: «Срочный» — немедленно, «Обычный» — в течение 2 часов, «Не срочный» — 24 часов. Причина срочности должна быть указана в документе. При нарушении срока исполнения запросов с грифом «Срочный» запрашивающее бюро должно быть уведомлено о причинах задержки, при нарушении сроков исполнения иных запросов запрашивающее бюро должно направить напоминание.

Начальник Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации либо его заместитель имеют право отказать полностью или частично в удовлетворении запроса, если он не относится к компетенции Интерпола, или связан с преступлениями политического, военного, религиозного, расового характера, или его выполнение повлечет нарушение законодательства Российской Федерации либо запрашивающего государства, а также если он оформлен не в соответствии с межведомственной Инструкцией.

В Российской Федерации постоянно находятся представители почти 20 стран — связные офицеры, которые непосредственно знакомятся с ситуацией в Российской Федерации и взаимодействуют с Национальным центральным бюро Интерпола.

Таким образом, можно отметить, что, несомненно, основной структурной единицей Международной организации уголовной полиции являются его локальные органы — Национальные центральные бюро. Именно они вместе с Генеральным секретариатом Организации «опутывают» всю планету противопреступной сетью. И Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации активно участвует в сотрудничестве полиции различных стран мира, помогая тем самым отечественным правоохранительным и иным государственным органам в деле достижения правосудия и борьбы с преступностью.

[1] ­ Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М.: Наука, 1989. С. 30.

[2]Как это было//Интерпол в России. 2000. № 5.

[3] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 12. Ст. 319.

[4] Полиция без границ//На страже. 1998. 13 ноября.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №32. Ст. 3895

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.1996. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 43. Ст. 4916.

[7] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 1269.

[10] Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 2014 от 25.10.1994.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2855.

[11] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №12. Ст. 1099

[13] Утверждена совместным приказом Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Государственного таможенного комитета, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной пограничной службы № 684/184/560/353/257/302 от 26.06.2000 г.

[14] Самарин В. И. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь//Сборник работ 56-й научной конференции студентов и аспирантов Белгосуниверситета: В 3 ч. Ч. 2. Минск: БГУ, 2000. С. 64.

[15] С 1 июля 2003 г. упразднена Указом Президента Российской Федерации № 308 от 11.03.2003. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1101) с передачей ее функций Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

[16] Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). М: Инфра-М, 2001. С. 60.

Самарин В.И.

Ленинградское РО ВПА МПА: Email: iparus-11region@mail.ru, сайт: www.rusipa47.ru, тел/факс: +7 812 571-86-04

vk rusipa47   facebook rusipa47  instagramm rusipa47  tweet rusipa47  rusipa47 skype

18581883

Российская Империя
(1858-1883 г.г.)

18831917

Российская Империя
(1883-1917 г.г.)

18831917

Республиканская Россия
(1917-1918 г.г.)

19181924

РСФСР
(1918-1924 г.г.)

19241991

СССР
(1924-1991 г.г.)

18831917

Российская Федерация
(с 1991 г.)